Спустя десять лет после выхода оригинальных Steam Machines компания Valve анонсировала... новую Steam Machine. Она призвана составить конкуренцию Xbox и PlayStation на их родной территории.
Журналист издания The Verge прилетел в штаб-квартиру Valve, чтобы лично опробовать новую игровую консоль на базе ПК, а также совершенно новый Steam Controller и игровую гарнитуру Steam Frame. Это кульминация десятилетних усилий Valve в области аппаратного и программного обеспечения.
Вот всё, что нужно знать о новой Steam Machine
Новая консоль для гостиной от Valve, которая поступит в продажу в начале 2026 года представляет собой гораздо более мощную стационарную версию той же технологии. Это куб со сторонами около 15 сантиметров, который запускает игры для Windows, но без самой Windows. Как и Steam Deck, устройство работает под управлением операционной системы SteamOS на базе Arch Linux, используя слой совместимости Proton, который заставляет игры «думать», что они запущены в Windows, и преобразует их API-вызовы.
Если это звучит как огромный компромисс, знайте, что бесчисленное множество довольных пользователей Steam Deck с этим не согласятся. Steam Deck значительно превзошёл по продажам портативные устройства на Windows исключительно благодаря «сарафанному радио», потому что Linux теперь справляется с играми для Windows лучше, чем сама Windows, а последняя далека от простого и удобного консольного опыта «включи и играй», который предлагает Steam Deck. Многие геймеры забросившие игры рассказывают, что именно Steam Deck снова вернул им интерес.

Но у Steam Machine есть два преимущества, которых нет у Steam Deck: куда большая мощность и гарантия того, что вам никогда не придётся ждать пока обновляются игры.
«Steam Machine способна обновлять всё программное обеспечение, операционную систему, игры и облачные сохранения в фоновом режиме... так что игры сразу готовы к запуску», — говорит инженер Valve Язан Альдехайят.
Хотя Steam Deck мощнее Nintendo Switch, он и близко не дотягивает до уровня PS5. Крупнобюджетные проекты начинают обходить его стороной, и даже Nintendo Switch 2 может обеспечить лучшую графику с масштабированием до 4K при подключении к телевизору.
Steam Machine — это ответ Valve, переносящий опыт Steam Deck на ваш телевизор с гораздо более мощной начинкой. Valve заявляет, что производительность новинки в шесть раз выше, чем у портативного брата, и, похоже, она предложит как минимум уровень PS5, а возможно, и превзойдёт PS5 Pro.
Два чипа для производительности уровня PS5+
Под капотом находятся не один, а два чипа от AMD, а также 16 ГБ оперативной памяти DDR5. В качестве центрального процессора используется шестиядерный чип AMD Zen 4 с TDP до 30 Вт и частотой до 4,8 ГГц в режиме Boost. За графику отвечает полукастомный дискретный графический процессор AMD RDNA 3 «Navi 33» с 28 вычислительными блоками, TDP до 130 Вт и 8 ГБ памяти GDDR6. Это необычные компоненты для игрового ПК, но вместе они могут отлично работать.
Несмотря на то, что CPU очень напоминает ноутбучный чип начального уровня AMD Ryzen 5 8540U, вплоть до двух больших и четырёх малых ядер, прямого аналога у графического процессора нет. Ближайшими являются мобильные видеокарты AMD Radeon RX 7700 и 7600, которые почти всегда использовались во внешних графических доках и предлагают схожую или более высокую теоретическую производительность, чем графика у PS5 Pro.

К сожалению, у журналиста не было времени на полноценное тестирование в штаб-квартире Valve, но первые впечатления оказались многообещающими. На 4K-телевизоре в требовательном бенчмарке Cyberpunk 2077 средняя частота кадров составила плавные 65 FPS на средних настройках с включённой базовой трассировкой лучей, при этом изображение масштабировалось до 4K с нативного разрешения 1080p с помощью технологии AMD FSR 3.0. Частота кадров ни разу не опустилась ниже 58 FPS, а когда он взял управление в свои руки в одном из самых требовательных районов игры, минимальное значение, которое было видно в быстрой перестрелке, составило 55 FPS. С расстояния около 2,7 метра картинка выглядела приятной и чёткой.
В нативном 4K прототип показал себя гораздо хуже — всего 24 FPS в среднем, но консоли, как правило, тоже не запускают самые требовательные игры в нативном 4K. Также был проведён тест с теми же настройками, но в 720p, которые используются для всех портативных устройств. В результате были получены стабильные 131 FPS, хотя на 4K-телевизоре такое низкое разрешение выглядело довольно посредственно.
Дизайн и охлаждение
Как Valve удалось уместить мощность уровня PS5 в корпус объёмом всего 3,8 литра, что примерно вдвое меньше PS5, да ещё и с внутренним блоком питания? Когда журналисту передали разобранную Steam Machine, ответ стал очевиден: внутри почти нет пустого пространства.

Инденер компании говорит, что команда спроектировала всю консоль вокруг системы охлаждения, начав с бесшумного 120-миллиметрового вентилятора с особой геометрией лопастей.
«Вероятно, мы потратили на симуляцию вычислительной гидродинамики больше времени, чем команда Формулы-1 за год, — шутит он. — И в аэродинамической трубе мы её тоже немало погоняли».
Затем Valve вместе с партнёрами создала массивный ребристый радиатор высотой с вентилятор, со встроенными тепловыми трубками, который также выполняет функцию радиочастотного экрана между материнской платой и её четырьмя антеннами: две для Wi-Fi 6E, одна для Bluetooth и ещё одна специально для подключения новых геймпадов Steam Controller. Под кастомной материнской платой находится кастомный блок питания от Chicony, который также служит экраном для нижних компонентов, включая полноразмерный слот M.2 2280 для SSD, совместимый и с более компактными дисками M.2 2230, как в Steam Deck.

Всё это скомпоновано в невероятно плотный и увесистый куб, где основные зазоры предназначены для воздушного потока: пространство вокруг рёбер радиатора, вентиляционные отверстия снизу и несколько отверстий спереди. По словам Альдехайята, Valve понимала, что нельзя рассчитывать на хороший обдув в условиях гостиной, поэтому заложила многократное резервирование.
«Очень сложно перекрыть все эти отверстия одновременно».
Кроме того, на передних вентиляционных отверстиях крепится сменная магнитная панель. Стандартный вариант — простой чёрный, но Valve также продемонстрировала деревянную панель и панель в тематике Team Fortress 2.

Valve не обязательно будет продавать эти панели, но обещает выпустить CAD-файлы, чтобы пользователи могли создавать и печатать свои собственные на 3D-принтере.
«Я уверен, кто-нибудь сделает из этого Куб-компаньон из Portal, но мы этого не делали», — сказал инженер Valve Стив Кардинали.

Под панелью также находится настраиваемая RGB-полоса, которую планируют превратить в индикатор прогресса загрузок и обновлений.
Контроллер и возможности подключения
Новая Steam Machine наконец-то будет продаваться (опционально) с геймпадом, который одновременно и привычен, и достоин того, чтобы играть с дивана в ПК-игры. Новый Steam Controller — это уже не громоздкий эксперимент, а удобная, знакомая и мощная версия традиционного геймпада.

Обратной стороной впечатляющей компоновки является то, что Steam Machine практически не поддаётся апгрейду, за исключением SSD и, если копнуть глубже, 16 ГБ оперативной памяти, которая установлена на стандартных ноутбучных модулях. Но преимущество — невероятно компактная игровая консоль, которая может служить и полноценным настольным ПК.
У Steam Machine есть два видеовыхода (HDMI 2.0, DisplayPort 1.4), что позволяет подключить два монитора одновременно или до трёх по цепочке через DisplayPort. Спереди и сзади расположены четыре порта USB-A (два USB 2.0, два USB 3.0) для периферии, а также порт USB-C со скоростью 10 Гбит/с и гигабитный Ethernet на задней панели.

Вы сможете подключить практически всё что угодно, включая новый донгл от Valve на частоте 6 ГГц, который обеспечивает прямое беспроводное соединение консоли с гарнитурой Steam Frame. При желании можно даже установить Windows.
Будущее платформы и цена
Даже если именно эта Steam Machine вам не по душе, в компании намекают, что в будущем могут появиться и другие версии от партнёров. Хотя Valve не будет повторять историю десятилетней давности, когда сторонние компании бесконтрольно создавали разношёрстные «стим-боксы», компания готова позволить пользователям устанавливать SteamOS на свои ПК и выборочно сотрудничать с производителями, как это было с Lenovo, для вывода на рынок будущих Steam Machines.
Однако, как предполагает дизайнер Пьер-Лу Гриффе, партнёры, скорее всего, захотят сначала посмотреть, как покажет себя собственная Steam Machine от Valve.

Но теперь остаётся главный вопрос: сколько это будет стоить? Будет ли цена на уровне консолей, чтобы напрямую конкурировать с PS5 Pro? Или же её оценят как ПК?
Valve заявляет, что окончательная цена ещё не определена. Но на прямой вопрос, будет ли консоль стоить дороже PS5 Pro, ответ был таков:
«Цена Steam Machine сопоставима с ПК с аналогичными характеристиками».
«Мы планируем позиционировать её ближе к начальному сегменту рынка ПК, но при этом она будет очень конкурентоспособна по сравнению с ПК, который вы могли бы собрать самостоятельно».
Поискав в интернете, автор пришёл к выводу, что собрать компьютер с такой производительностью можно примерно за $800 в США, не считая сборки. Но он легко заполонит половину места под телевизором. Компактная система с похожим графическим процессором может стоить $1000 без учёта накопителя, памяти, операционной системы и геймпада.
Впрочем, в наши дни покупка видеоигр становится всё более запутанной и дорогой. Если Valve сможет предложить консоль по принципу «включи и играй», поддерживающую десятилетия недорогих ПК-игр, всегда найдуться люди, которые будут готовы заплатить за неё цену полноценного компьютера.
Ещё по теме:
- Guerrilla и NCSOFT анонсировали MMORPG Horizon Steel Frontiers
- Эксперты: «чушь» о трансгуманизме мешает реальным нейротехнологическим исследованиям
- Компания OpenAI преподнесла сюрприз выпустив ChatGPT 5.1