Франшиза Final Fantasy уже более 30 лет является образцом ролевых игр. Несмотря на то, что оригинальная игра для NES явно заимствовала идеи из Dragon Quest и Dungeons and Dragons, сама серия превратилась в свой отдельный бренд с повторяющимся пантеоном богов, монстров и тематических элементов.
Не совсем JRPG
Final Fantasy XVI берёт на вооружение легендарное наследие, одновременно осовременивая франшизу для более взрослой аудитории. Временный эксклюзив для PlayStation 5 выходит за рамки прежнего «подросткового» рейтинга серии, показывая игрокам жестокий мир, схожий с «Игрой престолов» от HBO.
Игра использует боевую систему в реальном времени и упрощает RPG-элементы, чтобы соответствовать новому курсу развития. Это первый опыт для франшизы, но в результате этих изменений получился скорее захватывающий экшен, сочетающий в себе потрясающие декорации и культовую мифологию Final Fantasy, но не японская ролевая игра.
О дивный, тёмный мир
Действие Final Fantasy XVI происходит в Валистии, волшебном царстве, разделённом между несколькими государствами.
Массивные объекты, называемые Материнскими кристаллами, обеспечивают мир магической силой, необходимой его жителям для комфортной жизни, и за этот ресурс, конечно же, идёт борьба. Более того, врождённых носителей магии клеймят, строго контролируют или прямо порабощают, чтобы те служили на благо народа.
Могущественные полубоги, айконы, служат нациям в качестве живого оружия массового уничтожения, и основаны на классических вызываемых монстрах из мифологии Final Fantasy. Айконы заключены в Доминантах – людях, в которых хранится сила и дух полубогов.
Именно в этом неспокойном мире вы встретите Клайва Росфилда, молодого, заклеймённого принца, который отчаянно жаждет мести за предательство от своей же матери.
Final Fantasy XVI рассказывает о порабощении Клайва и его последующем пути к возвышению, в ходе которого он сталкивается лицом к лицу с воинственным валистрийским, кхм, руководством. Но не будем вдаваться в подробности и спойлеры, сюжет игры охватывает не один десяток лет и там найдётся место для интриг.
Достаточно сказать, что кинематографическое повествование удивительно увлекательно. Диалоги и озвучка в целом очень хороши, а музыкальные композиции прекрасно дополняют эмоциональные американские горки повествования. Вероятно, концовка игры не оставит никого равнодушным и выдавит скупую слезу даже из самых чёрствых «сухарей» (и не забудьте про сцену после титров!).
Настроение и лексикон явно мрачнее и грубее, чем в любой другой игре серии на сегодняшний день, а брань и сексуальные темы, только больше погружают в повествование. И несмотря на то, что Final Fantasy XVI более вульгарна, в контексте она никогда не кажется неуместной.
Игра заслужила свой рейтинг «M», но это не острота ради остроты; речь и поднимаемые темы соответствуют сюжету. Впрочем, не стоит ждать грубости и матерщины в российской локализации, её там нет от слова «совсем». Даже «черти» и «блины» обошли стороной перевод на русский язык. Впрочем, спасибо и на том в нынешних условиях.
Final Fantasy XVI – это сюжетный и крайне линейный проект. Игровые секции сопровождаются длинными сценами с повествованием, и создаётся впечатление, что они составляют примерно половину продолжительности игры в 80 часов.
В этом отношении проект напоминает MMORPG Final Fantasy XIV, поскольку сюжет является важнейшей частью игрового процесса. Это может настораживать, учитывая смену жанра. К счастью, для тех кому кому сюжет не интересен, можно пропускать катсцены с помощью опции меню паузы. Но мы бы всё равно не советовали.
Final Fantasy XVI или DMC?
С момента выхода на Super Nintendo франшиза Final Fantasy находится на грани между пошаговыми боями и экшеном в реальном времени.
Система ATB (Active Time Battle) придавала боям ощущение срочности, предоставляя членам партии собственный индикатор, позволяя действовать, когда он заполняется. Более поздние серии игры, такие как Final Fantasy X-2 и Final Fantasy XIII, были, по сути, экшеном со стилизованными под ATB полосками выносливости. Бои становились более стремительными и неистовыми, как и в любом другом боевике.
В Final Fantasy XVI разработчики отбросили все предубеждения и с нуля спроектировали боевую систему на основе принципа рукопашного боя. Нажатие кнопки атаки вызывает немедленную атаку в ближнем бою, нажатие кнопки магии мгновенно выпускает элементальный заряд, а нажатие кнопки уклонения позволяет увернуться от ударов нападающего.
Это обычная экшен-игра, но новая территория для основной серии. Вы играете в Final Fantasy XVI как в Bayonetta или Devil May Cry.
У крупных врагов есть индикатор выносливости, который неуклонно уменьшается по мере того, как их атакуют. Нанесите достаточно ударов по крупному противнику, и он зашатается, упадёт на колени на несколько секунд и получит бонусный урон. У Клайва же есть показатель ярости, который накапливается по мере атаки врагов, и используется в нужный вам момент, помогая нанести больший урон и восстановить часть здоровья. Вы точно вспомните Devil May Cry и God of War.
Конечно, есть и боевые нюансы, которые отличают Final Fantasy XVI от этих игр. Клайв выполняет специальные атаки, подпитываемые айконическими полубогами. Это мощные удары с уникальными эффектами и функциями. Они служат аналогом системы профессий/классов в старых играх Final Fantasy, но работают подобно переключению стилей в Devil May Cry.
Феникс – это сила Клайва по умолчанию, которая обладает хорошо продуманным набором движений. Она позволяет герою наносить сильные удары и атаки, направленные на уничтожение толпы противников, а также даёт возможность быстро перемещаться с помощью телепортации, чтобы сократить расстояние между игроком и целью. Если вам нужно что-то посильнее, Титан даёт Клайву возможность блокировки и парирования, а также мощные заряженные атаки, позволяющие убить большинство обычных врагов. Заряженные снаряды и лазерные лучи Багамута хорошо подходят для игры в стиле мага. Благодаря семи наборам айконов и движений на выбор, в игре существует множество вариантов ведения боя.
Кроме того, существует достаточно нюансов в атаках самого Клайва. Например, он может выполнить уникальное добивание, когда атакует лежачих врагов базовой атакой. К каждому удару Клайва в ближнем бою можно подключить магический взрыв, который дает бафф на основе времени для усиления удара (как Неро из Devil May Cry 5). Заряженная атака ближнего боя, выполненная в воздухе, служит апперкотом, и так далее.
Атака Феникса «Волна жара», запускающая магические лезвия пламени, даёт прибавку к силе, если вы используете её для отражения атакующих врагов.
Больше экшена
В Final Fantasy XVI вы играете в основном за Клайва, за исключением нескольких ситуативных эпизодов. У вас нет постоянной партии на протяжении всего сюжета, но было бы неплохо сменить персонажа на другого (или даже на вашего верного лохматого товарища Торгала) для разнообразия.
Клайв также сражается исключительно мечом и не пользуется альтернативными видами оружия. Поскольку Final Fantasy XVI довольно продолжительна для экшена, такой ограниченный арсенал к концу игры становится утомительным, несмотря на новые способности айконов.
К сожалению, Final Fantasy XVI также обходится без устоявшихся ролевых механик, таких как элементарные уязвимости и ослабляющие эффекты состояния. Вы можете наносить урон огненным врагам огненными атаками без штрафа. Урон, наносимый огненным противникам ледяными атаками, не наносит бонусного урона.
Вы не можете быть ослеплены, парализованы или отравлены. Просто обрушьте на врагов свой гнев и уклоняйтесь должным образом.
С одной стороны, это даёт большую свободу, поскольку позволяет без ограничений атаковать любого врага любым умением. С другой стороны, это лишает игру дополнительной стратегии, которая могла бы обогатить действие.
В Dragon's Dogma, например, были предусмотрены элементальные сопротивления и слабости. Более того, в Devil May Cry 3 были элементарные эффекты, когда определённые виды оружия наносили бонусный урон определённым врагам. Жаль, что Final Fantasy XVI не использует ничего из этого.
Это справедливо и для улучшения снаряжения. Большинство аксессуаров имеют низкие прибавки к статам, и лишь немногие из них предлагают что-то уникальное. Оружие одинаково, поэтому всегда найдётся лучшее в слоте для того места, где вы оказались в игре.
В Final Fantasy VII Remake была богатая система улучшения оружия, которая делала каждое из них ценным благодаря уникальным перкам и пассивным способностям. Но без привязки к стихиям, ослабления статуса или баффов всё сводится к статистике и цифрам. Это кажется слишком большим упрощением.
Несколько проблем
К сожалению, нет возможности настроить элементы управления вне готовых пресетов. Многие игроки предпочли бы вручную установить раскладку для себя. По ходу игры я неоднократно сталкивался с тем, что в пылу битвы случайно использовал лечебное зелье, вместо переключения айконов. Просто где-то в логике было удобнее их менять на крестовине, чем по кнопке R2.
Игра также предлагает варианты выбора производительности и кинематографического режима. В первом случае оптимизируется частота кадров, а во втором — улучшается графика. Во время игры в режиме производительности частота кадров колеблется между 30 и 60 FPS в зависимости от окружения и ситуации. Во время боя производительность оставаётся довольно стабильной, но при исследовании мира наблюдаются наибольшие просадки частоты кадров.
В остальном игра работает превосходно; я не столкнулся ни с багами, ни с задержками загрузки, ни с ошибками. Игра также отличается быстрым временем загрузки, что также очень приятно. Это может показаться простой похвалой, но это важно, учитывая качество некоторых крупных релизов 2023 года.
Final Fantasy повзрослела
Final Fantasy XVI – это удовлетворяющий экшен. Бои достаточно увлекательны, а сюжетные повороты порой интригуют и шокируют. Упрощенные элементы ролевой системы – это, конечно, неприятно, но вряд ли можно считать большим недостатком, если мы играем в экшен, а не JRPG.
Последняя игра от Square Enix – это отличный релиз для PlayStation 5, особенно если вы поклонник Final Fantasy или экшн-игр, который хочет познакомиться с чем-то немного иным. Однако если вы ждали партийную японскую ролевую игру, то вам здесь может не найтись места. О ней будут напоминать только сюжетные катсцены да побочные квесты, которых разработчики «отсыпают» с середины игры целыми вёдрами.
К недостатакам можно отнести ещё и анимаию персонажей. Если в роликах всё выглядет вполне хорошо, то как только их продолжение происходит на движке игры – все жесты становятся достаточно топорными. Отчасти это справедливо и для игрового процесса, при перемещении по миру. Но немного компенсируется вполне хорошей графикой и не так бросается в глаза из-за динамичного игрового процесса.
В Final Fantasy XVI каждый сможет найти что-то именно для себя, но стоит учесть, что последняя на данный момент часть франшизы уже не совсем JRPG. И по-прежнему не совсем экшен.