Представьте, что Альберт Эйнштейн рекламирует криптовалюту в TikTok, Джуди Гарленд произносит фразы, которых никогда не говорила, в псевдо-документальном фильме, а Джимми Стюарт становится «лицом» политической кампании, которую никогда бы не поддержал. Это не фантастика, а уже почти реальность для умерших знаменитостей в эру дипфейков, если индустрия не примет срочных мер.
На этой неделе компании CMG Worldwide и Loti AI заключили соглашение, которое защищает цифровую идентичность 25 исторических фигур от несанкционированных подделок. Этот «щит» действует для таких личностей, как Роза Паркс и Нил Армстронг, в то время как сами звёзды уже не могут дать отпор — за них вынуждены бороться другие.
Система защиты: автоматический контроль и удаление
CMG Worldwide занимается правами на изображения известных личностей прошлого, а Loti AI специализируется на обнаружении дипфейков. Их совместный проект предусматривает постоянный мониторинг, мгновенное выявление и оперативное удаление нелегальных цифровых копий на всех платформах.
Под защиту, помимо Эйнштейна, Гарленд и Стюарта, попадают Нил Армстронг, Гарри Белафонте, Андре Гигант, Джо Луис, Рокки Марчиано, генерал Джордж Паттон, Бёрт Рейнольдс, Кристофер Рив, Шугар Рэй Робинсон, Джинджер Роджерс, Микки Руни, Дэвид Раффин, Мачо Мэн Рэнди Сэвидж, Марк Твен, Джон Уэйн и Ракель Уэлч — целая галерея звёзд XX века, которые рискуют стать цифровыми «марионетками» в руках любого владельца продвинутого ИИ.
Вторая жизнь для ушедших и опасности будущего
Предвидеть такую тенденцию было несложно: «цифровое воскрешение» обсуждается уже давно. В 2019 году Сальвадор Дали «ожил» на выставке во Флориде с помощью актёра и сотен интервью, обрабатываемых ИИ. В 2022 году Мэрилин Монро «появилась» на восьми обложках журнала CR China, примеряя наряды Balenciaga, Fendi и Miu Miu шестьдесят лет спустя после своей смерти.

Героями дипфейков становятся не только ушедшие. Модель Ева Герцигова продала своё лицо компании Hour One для цифровых рекламных кампаний, Лионель Месси участвовал в роликах PepsiCo, а Брюс Уиллис «снялся» в турецкой и российской рекламе, не появившись на съёмках. Том Хэнкс публично опровергал ролик, где ИИ заставил его рекламировать медицинскую страховку без его участия, а Тейлор Свифт стала жертвой порнографических дипфейков.
Реальные угрозы возросли настолько, что по подсчётам, только за 2023 год мошенничество на основе ИИ-генерируемых материалов в США привело к потерям свыше $12 млрд, а к 2027 году эта цифра может достичь $40 млрд. Согласно исследованию, 72% людей опасаются, что их могут обмануть с помощью дипфека буквально каждый день.
Sora 2: генератор фальшивок нового уровня
Ускорение развития дипфейков связано, в частности, с появлением Sora 2 от OpenAI — генератора видео, выпущенного в сентябре 2025 года. По словам главы Loti AI Люка Арригони, приложение позволяет «почти безграничную манипуляцию контентом»: платформа стала более реалистичной и управляемой, даёт возможность «формировать объекты и изменять реальность ради удачного выполнения текстового запроса».
Это что-то вроде Photoshop для видео, и никаких специальных навыков не требуется: фото и аудиофайл — всё, что нужно. Уже сейчас сервис, подобный OmniHuman-1 от ByteDance, способен генерировать видео любой длины по минимальному набору исходных данных: например, выдуманную речь Эйнштейна или TED-конференцию, которой никогда не было — и это выглядит вполне достоверно.
Как объяснил юрист CMG Worldwide Джои Рёсслер, «угроза от ИИ-фейков может не только повредить репутации знаменитостей, но и искажать саму историю». Сотрудничество с Loti AI призвано «сохранить образ и защитить историческое наследие знаменитостей».
Голливуд догоняет технологии
Вопросы искусственного интеллекта стали центральной темой забастовок Гильдии сценаристов и актёров США в 2023 году. Положения о дипфейках и ИИ вошли в новые контракты, завершив многомесячные протесты. Но, по словам Центра демократии и технологий, «битва с ИИ в Голливуде только начинается».
Год назад — согласно докладу итальянского Бюро по защите данных — ИИ уже повлиял на вопросы личной идентичности, а GDPR сыграл роль «этико-правового тормоза» в ожидании полного вступления в силу европейского AI Act. Теперь Дания готовится первой в Европе закрепить авторское право на тело, внешность и голос.
Соглашение CMG Worldwide — шаг своевременный. Или уже запоздалый: ведь если можно вернуть к жизни любого по фото и аудио, важно понять не просто кто захочет — а кто сможет остановить тех, кто уже это делает.
Ещё по теме:
- Учёный из NASA выдвинул новую теорию о существовании инопланетных цивилизаций в Млечном Пути
- Сотрудники Apple обеспокоеннs работы Siri в ранних версиях iOS 26.4
- Женщина показала полиции сгенерированное в ChatGPT фото нападавшего — её арестовали за ложный донос