Пол Маккартни выпустил безмолвный трек в знак протеста против ИИ

Бывший участник The Beatles и другие звёзды записали альбом с полной тишиной

4 мин.
Пол Маккартни выпустил безмолвный трек в знак протеста против ИИ

Новый трек Пола Маккартни, его первая запись за пять лет, длится две минуты сорок пять секунд – примерно столько же, сколько и знаменитая With a Little Help From My Friends. Однако в нём нет ни запоминающейся мелодии, ни бодрых гитарных риффов, потому что в записи почти ничего нет.

Бывший участник The Beatles, которого многие считают величайшим из ныне живущих британских композиторов, выпустил трек с записью практически полной тишины в студии. Это стало частью протеста музыкальной индустрии против хищения авторских прав компаниями, разрабатывающими искусственный интеллект. Вместо цепляющих мелодий и выразительных текстов на записи слышно лишь тихое шипение и редкие посторонние звуки. Идея в том, чтобы показать: если ИИ-компании будут несправедливо использовать интеллектуальную собственность музыкантов для обучения своих генеративных моделей, творческая экосистема будет разрушена, а оригинальная музыка попросту исчезнет.

83-летний Маккартни, который сейчас гастролирует по Северной Америке, добавил этот трек на сторону «Б» виниловой пластинки под названием Is This What We Want? Альбом, полностью состоящий из подобных «тихих» записей, выйдет в конце этого месяца. Вклад Маккартни стал частью нарастающей кампании музыкантов и артистов, призывающих правительство Великобритании запретить технологическим компаниям обучать ИИ-модели на их творчестве без разрешения и выплаты отчислений. В то же время Белый дом во главе с Дональдом Трампом оказывает на Британию давление, выступая против жёсткого регулирования.

Названия треков на альбоме складываются во фразу: «Британское правительство не должно легализовывать кражу музыки в интересах ИИ-компаний».

Эд Ньютон-Рекс, композитор и активист, стоящий за протестным альбомом, заявил:

«Я очень обеспокоен тем, что правительство уделяет больше внимания интересам американских технологических компаний, а не британских творческих деятелей».

Идеи акции протеста уже поддержали Сэм Фендер, Кейт Буш, Ханс Циммер и группа Pet Shop Boys.

Новый трек Маккартни называется (bonus track), и, как и в его лучших песнях, в нём можно различить начало, середину и конец. Запись начинается с резкого нарастания громкости, за которым следуют 55 секунд плёночного шипения. Затем в течение 15 секунд слышен неопределённый стук — возможно, кто-то открывает дверь и ходит по комнате. После этого ещё 80 секунд длится шипение, прерываемое шорохом, и всё завершается медленным и трогательным затуханием.

Маккартни стал одним из главных голосов в британской музыке, выражающих обеспокоенность планами министров заключить новое соглашение между творческими деятелями и ИИ-компаниями вроде OpenAI, Google, Anthropic и xAI Илона Маска. Эти компании требуют доступа к огромным объёмам информации для обучения своих моделей, включая тексты, изображения и музыку.

«Мы должны быть осторожны, потому что ИИ может просто всё захватить, а мы этого не хотим. Особенно это касается молодых композиторов и авторов, для которых творчество может быть единственным способом построить карьеру, — сказал Маккартни об ИИ. — Если искусственный интеллект это уничтожит, будет очень и очень печально».

Кейт Буш, ещё одна участница протестного альбома, задалась вопросом:

«Будут ли наши голоса услышаны в музыке будущего?».

Композитор Макс Рихтер добавил:

«Предложения правительства приведут к обнищанию творцов, отдав предпочтение тем, кто автоматизирует творчество, а не людям, которые сочиняют нашу музыку, пишут нашу литературу и создают наше искусство».

Правительство рассматривало возможность сделать исключение в законе об авторском праве Великобритании для «интеллектуального анализа текста и данных». Это могло бы обязать правообладателей активно отказываться от использования их работ для обучения ИИ. Министры стоят перед сложным выбором: с одной стороны — интересы творческих индустрий, приносящих экономике Великобритании 125 млрд фунтов стерлингов ежегодно, а с другой — американские техногиганты, которые настаивают на мягком регулировании и недавно анонсировали инвестиции на сумму более 30 млрд фунтов стерлингов, в основном в дата-центры.

Ожидается, что обсуждение новой правовой системы для ИИ и авторского права в парламенте начнётся не ранее 2026 года. Тем временем правительство уже заключило соглашения с такими компаниями, как OpenAI, Google и Anthropic, для содействия внедрению ИИ в государственных структурах и экономике в целом. Дональд Трамп ранее заявлял:

«Мы должны позволить ИИ использовать этот массив [защищённых авторским правом] знаний, не усложняя всё переговорами по контрактам».

Он также предостерёг правительства других стран от создания «правил и норм, которые... сделают невозможным» ведение бизнеса для ИИ-компаний.

Источник в правительстве сообщил, что Лиз Кендалл, министр науки, инноваций и технологий, нацелена на поиск решения, которое устроит и ИИ-компании, и творческих деятелей. По его словам, она «признаёт, что оба этих сектора являются историями успеха для Британии, и ведёт диалог с обеими сторонами». Беспокойство вызвало сентябрьское назначение Кендалл на должность специального советника человека, который ранее утверждал:

«Верите ли вы философски в то, что крупные ИИ-компании должны платить создателям контента, или нет, на практике их никогда к этому не обяжут по закону».

В ответ на акцию Маккартни представитель правительства заявил, что власти ставят интересы граждан и бизнеса Великобритании на первое место.

«Мы всегда чётко заявляли о необходимости работать как с творческими индустриями, так и с сектором ИИ, чтобы стимулировать инновации и обеспечить надёжную защиту для авторов, — сказал он. — Мы привлекаем к диалогу британские и мировые компании, а также экспертов из других областей, чтобы учесть максимально широкий спектр мнений при рассмотрении дальнейших шагов».

Мнение

Впрочем, за риторикой о защите творчества и будущих поколений артистов просматривается и более прагматичная повестка. Музыканты требуют не только разрешения на использование их работ, но и конкретных денежных отчислений, а противостояние описывается именно в экономических категориях — 125 млрд фунтов творческих индустрий против 30 млрд инвестиций техногигантов.

Термин «кража музыки», который проходит красной нитью через всю кампанию, указывает на то, что финансовая составляющая здесь не побочный эффект, а возможная суть конфликта. Вопрос, однако, остаётся открытым: можно ли осуждать требование компенсации, когда чужой труд используется для получения прибыли? Скорее всего, истина где-то посередине — для таких звёзд, как 83-летний Маккартни, это действительно вопрос принципа и заботы о молодых музыкантах, но для музыкальной индустрии в целом речь идёт, скорее всего, о сохранении контроля над интеллектуальной собственностью как ключевым активом, приносящим миллиарды.


Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube



ePN