Недавно компания Apple начала сборку своих последних моделей iPhone в южноазиатском государстве, что стало значительным отходом от практики, когда большая часть производства отводилась китайским заводам, управляемым её основными тайваньскими сборщиками, и стало главной победой кампании премьер-министра Нарендры Моди под лозунгом «Make in India».

Среди преимуществ Индии – растущая геополитическая напряжённость между западными странами и Китаем, а также крепнущая дружба с США, Австралией и Японией, которые входят в «четвёрку» – объединение демократических стран для противодействия экономическим и военным амбициям Пекина.

Председательство страны в Группе 20 государств в этом году также может повысить доверие инвесторов. В ближайшие три года Индия будет носить титул самой быстрорастущей крупной экономики мира. До конца десятилетия её валовой внутренний продукт станет третьим по величине в мире.

Но эксперты предупреждают, что для Индии, которая скоро обгонит Китай по численности населения, ещё далеко до долгосрочных успехов в развитии медленного производственного сектора. Кампания Моди «Make in India», направленная на увеличение экспорта и создание рабочих мест, не совсем оправдала себя. На долю обрабатывающей промышленности приходится 14% экономики, и эта цифра почти не изменилась за последние десятилетия. И, несмотря на огромный демографический потенциал Индии, уровень безработицы остаётся стабильно высоким.

Нарендра Моди с Ангелой Меркель, бывшим канцлером Германии, на промышленной ярмарке в Ганновере, Германия, 2015 год. Фото: Krisztian Bocsi/Bloomberg.

С момента запуска программы «Make in India» в 2014 году сроки достижения одной из её ключевых целей, довести долю промышленного производства в ВВП до 25%, переносились трижды: с 2020 по 2022 и 2025 годы.

Амитенду Палит, экономист, специализирующийся на международной торговле и инвестициях в Национальном университете Сингапура, говорит, что отрыв от Китая «ещё не произошёл». Другими словами, для любого значимого перемещения цепочек поставок, по мнению Палита, правительству Моди необходимо будет доказать, что Индия является более дешёвым и простым местом для ведения бизнеса, а не просто полагаться на политические факторы для привлечения иностранных компаний.

Последние финансовые стимулы при Моди предложили Apple экономически эффективный путь для открытия магазина в Индии, однако калифорнийская компания по-прежнему производит в стране лишь малую часть своих смартфонов. И на каждый удачный опыт приходится множество компаний, которые ушли из Индии из-за постоянных проблем, таких как работа с бюрократией страны, среди которых General Motors, Ford и Harley-Davidson.

Уровень безработицы среди молодежи в Индии самый высокий среди крупных экономик.

Tesla, которая ранее заявляла, что рассмотрит возможность создания завода в Индии при условии, что страна сначала разрешит компании продавать импортные автомобили, снизив пошлины, теперь близка к заключению сделки по строительству завода в Индонезии.

Чтобы оправдать ожидания преобразованной Индии, Моди должен продолжать сокращать бюрократические проволочки и упрощать трудовое законодательство. Ещё одним препятствием является обеспечение предприятий возможностью получения земельных участков.

Возьмем случай с компанией ArcelorMittal SA. Крупнейший в мире производитель стали пытался построить сталелитейный завод в восточном штате Одиша более десяти лет назад, но в 2013 году отказался от этого плана, поскольку руководство компании не смогло получить землю и разрешения, необходимые для добычи железной руды, ключевого сырья. Компания снова вернулась в Одишу, планируя построить завод  по переработке железной руды мощностью 24 млн тонн в год через совместное предприятие с Nippon Steel Corp.

Трудоустройство — ещё одна головная боль. Задержки в развитии производства и общий спад в сельском хозяйстве означают, что примерно 12 миллионов индийцев, ежегодно пополняющих штат, вынуждены в основном ориентироваться на сферу услуг. Но Индия борется за создание достаточного количества рабочих мест даже в этом секторе, несмотря на темпы роста, с которыми могут сравниться немногие крупные экономики. Китай решил проблему рабочих мест, перейдя от фермерского хозяйства к созданию мировой фабрики.

Завод по производству мобильных телефонов, управляемый компанией Rising Stars Mobile India Pvt., подразделением Foxconn Technology Co. в штате Тамилнад, Индия, в 2019 году. Фото: Карен Диас/ Bloomberg

Рабочие места являются важным элементом общей картины, если Индия хочет увеличить свой доход на душу населения, который в настоящее время ниже, чем в соседнем Бангладеше, где он составляет $2723. Более высокие доходы будут способствовать росту потребления, побуждать бизнес инвестировать ещё больше денег и создавать новые рабочие места, запуская так называемый положительный экономический цикл.

Несмотря на то, что Индия продолжает привлекать внимание как самая быстрорастущая крупная экономика, «прогресс на местах разочаровывает», – говорит Шумита Девешвар, главный экономист по Индии в консалтинговой компании TS Lombard.

Девешвар перечислил проблемы, которые в основном возникают сами собой: слабая инфраструктура, нехватка квалифицированной рабочей силы и неспособность проводить политику, способную привлечь достаточное количество инвестиций.

Хотя Индия продолжает привлекать внимание как самая быстрорастущая крупная экономика, «прогресс на местах разочаровывает», — говорит Шумита Девешвар, главный экономист по Индии в консалтинговой компании TS Lombard.

Девешвар перечислил проблемы, которые в основном возникли сами собой: слабая инфраструктура, нехватка квалифицированной рабочей силы и неспособность проводить политику, способную привлечь достаточное количество инвестиций. Даже несмотря на то, что Индия заключает крупные сделки, Apple лишь один из ярких примеров, последовательность и тип инвестиций которой вызывает у некоторых беспокойство.

По данным компании Deloitte, в последние годы значительная часть иностранного капитала устремилась в сектор услуг, а не в производство. В 2021 году приток инвестиций замедлился, а в 2020 году Индия выпала из 25 первых мест в рейтинге индекса доверия к ПИИ (прямых иностранных инвестиций) компании Kearney.

Индекс Kearney измеряет уверенность компаний, инвестирующих в определенный рынок, на три года вперед. Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Бразилия и Катар были единственными развивающимися рынками, попавшими в список 2022 года.

Поток прямых иностранных инвестиций в Индию упал на 30% в 2021 году.

«С начала пандемии наш индекс показал, что инвесторы отдают предпочтение развитым, а не развивающимся рынкам», — сказал Терри Толанд из Kearney. «Это может свидетельствовать о том, что развитые рынки воспринимаются как более безопасные, чем развивающиеся».

Премьер-министр Индии делает ставку на то, что председательство в G-20 создаст благоприятную возможность изменить это восприятие и отбить конкуренцию со стороны других азиатских стран, таких как Вьетнам и Малайзия.

Моди на саммите лидеров «Большой двадцатки» на Бали в ноябре 2022 года. Фото: Маст Ирхам/AFP/Getty Images.

«2023 год будет другим, если не произойдет новых неожиданных потрясений – глобальных или внутренних», — считает Абхишек Гупта, старший экономист по Индии в Bloomberg Economics. «Страна уже практически создала структуру, которая должна помочь начать восстановление промышленности и стимулировать производство», – добавил он.

Дружеская поддержка, при которой союзники инвестируют друг в друга, и более широкий разворот в сторону от Китая могут принести пользу Индии — хотя скорость изменений далеко не очевидна.

🔗
По материалам агентства Bloomberg.

Ещё по теме: