После того как Apple внесла значительные изменения в iOS, чтобы соответствовать Закону о цифровых рынках (DMA) в Европейском союзе, несколько сторонних компаний-производителей браузеров стали активно внедрять их на iPhone, но многие из них недовольны тем, как Apple изменила экран выбора браузера по умолчанию.

В iOS 17.4, выпущенной в прошлом месяце, Apple больше не ограничивает пользователей из ЕС несколькими вариантами браузеров, которые iOS предлагает в качестве альтернативы в других частях мира. Вместо этого пользователи в ЕС, впервые открывающие Safari, попадают на экран выбора, который позволяет им подобрать новый браузер по умолчанию из списка популярных в их стране альтернатив.

По некоторым данным, это изменение привело к резкому росту использования сторонних браузеров. В среду агентство Reuters сообщило, что число пользователей браузера Aloha, ориентированного на конфиденциальность, в марте выросло на 250%. Скачок пользователей в основном наблюдался во Франции, Бельгии (рост в 3 раза), Германии, Нидерландах, Испании и Швеции (рост в 2,5 раза), а также в Дании, Италии и Польше (рост в 2 раза).

Браузер Aloha позиционирует себя как альтернатива, ориентированная на конфиденциальность и зарабатывающая на платных подписках, а не на продаже рекламы за счёт трекинга пользователей. Компания, базирующаяся на Кипре, утверждает, что у нее 10 миллионов среднемесячных пользователей.

«Раньше ЕС был нашим рынком номер четыре, а сейчас — номер два», — отметил генеральный директор Aloha Эндрю Фрост Мороз в интервью Reuters.

Норвежский браузер Vivaldi, немецкий Ecosia и американский Brave отметили рост числа пользователей после введения новых правил. Американский браузер DuckDuckGo, насчитывающий около 100 миллионов пользователей, и его более популярный конкурент, норвежский браузер Opera, также сообщили о значительном увеличении числа своих пользователей.

Чтобы попасть в список альтернативных браузеров, компании должны иметь право на использование своего браузера по умолчанию, которое доступно разработчикам. Apple также требует, чтобы за предыдущий календарный год приложение загрузили не менее 5 000 пользователей iPhone во всех 27 странах ЕС. Apple выбирает до 11 из них для экрана выбора в дополнение к Safari, обновляя список раз в календарный год.

Google также обновила своё программное обеспечение для Pixel, чтобы показать альтернативные варианты браузеров, и говорит, что новые Android-устройства других компаний также будут отображать экран выбора в ближайшие месяцы.

Несмотря на то, что пользователи всё чаще выбирают альтернативные варианты, компании-производители критикуют Apple и Google за медленное распространение изменений и считают, что это мешает миграции с Safari и Chrome. Компания Mozilla, владеющая Firefox, считает, что обновление iOS получили лишь пятая часть пользователей iPhone в ЕС, и утверждает, что оно распространяется гораздо медленнее, чем предыдущие обновления ОС.

Некоторые производители альтернативных браузеров также обеспокоены тем, что дизайн экранов выбора в лучшем случае неоптимален. Например, генеральный директор Vivaldi Йон Стефенсон фон Течнер отмечает, что экран выбора Apple появляется только тогда, когда пользователи iPhone открывают Safari, а список браузеров не предоставляет никакой дополнительной информации.

«Процесс настолько запутан, что пользователям проще всего оставить Safari или, возможно, какое-нибудь другое известное имя», – пожаловался он Reuters.

Компания Vivaldi также недовольна дизайном.

«В списке браузеров не отображается дополнительная информация, что не помогает пользователям сделать осмысленный выбор», – сообщил TechCrunch представитель компании.

Компания Ecosia также выступила с критикой и заявила, что реализация Apple включает в себя «слишком сложный процесс установки» и сохраняет Safari на главном экране iPhone.

В настоящее время Европейская комиссия проводит расследование в отношении дизайна экрана на предмет его несоответствия требованиям. Расследование проводится при консультациях с компаниями-производителями браузеров, которые, вероятно, будут призывать регуляторов к более активным изменениям, чтобы выровнять конкурентные условия.


Ещё по теме: