Российские магазины должны будут продавать отечественную технику принудительно

Ритейлеры должны обеспечить место для «российской полки»

3 мин.
Российские магазины должны будут продавать отечественную технику принудительно

Российские власти активно проявляют заинтересованность во введении обязательного минимума ассортимента отечественной электроники в интернет- и розничных магазинах. Об этом сообщило издание «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка.

В Министерстве промышленности и торговли РФ заявили, что конкретные группы товаров, которые будут должны присутствовать на прилавках российских магазинов, ещё не установлены, но речь идёт о той продукции, которая в необходимых объёмах выпускается на территории Российской Федерации. Эксперты рынка подчёркивают, что, прежде всего, предполагается продажа российской крупной бытовой техники. При этом специалисты уверены, что розничные магазины от подобного требования практически никак не пострадают, но определённые проблемы ждут маркетплейсы.

Журналисты рассказали, что Министерство промышленности и торговли РФ запланировало обязать все крупные отечественные сети магазинов электроники «выделить полки» для отечественной продукции. Эту информацию подтвердили представители сразу нескольких крупных российских сетей. По словам одного из собеседников, крупнейшие российские маркетплейсы уже сейчас активно заключают договора с российскими производителями электроники, чтобы те размещали свои товары на их площадках. Вполне вероятно, как подчёркивает эксперт, что будут установлены даже некие требования по минимальной доле российской продукции в ассортиментах онлайн-магазинов.

Интересно, что соответствующая новость о том, что парламентарии из партии «Единая Россия «представили проект закона о «российской полке» в магазинах, вышла в издании «Известия» ещё в мае 2023 года. Тогда сообщалось, что Минпромторг РФ заинтересован установить наименования товаров российского производства и их минимальную долю в ассортименте онлайн- и офлайн-ритейлеров. Затем в документ была добавлена обязанность для онлайн-магазинов при поисковой выдаче первые 50 строчек отдавать отечественным и белорусским товарам. Разговор тогда шёл о продукции из категорий «бытовая химия», «косметика» и ряда других.

В октябре этот документ был направлен в Правительство РФ. В случае его принятия, он вступит в силу с 1 марта 2024 года.

Министр промышленности РФ Виктор Евтухов рассказал журналистам издания «Коммерсант», что в проекте закона не указываются конкретные группы товаров. Объём квот должен быть определён экспертами отраслевого сообщества, в том числе производителями и ритейлерами. При этом в качестве основных факторов будут выступать количество устойчивых российских брендов и их способность к масштабированию производства.

Как рассказал журналистам представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, Антон Гуськов, отечественные ритейлеры после ухода с российского рынка иностранных вендоров уже давно активно заключают договора с российскими производителями. Отечественная продукция и так пользуется достаточно высоким спросом как в оффлайн-, так и в онлайн-магазинах. В связи с этим Антон Гуськов подчёркивает, что на данный момент нет никакой необходимости в введении такого регулирования.

В Fplus поддержали идею формирования единой системы мер поддержки отечественных брендов, потому что» российские производители уже давно выражают готовность полностью перекрыть потребность в потребительской электронике во многих сегментах». При этом представитель Fplus отмечает, что конкурентоспособность российских производителей на данный момент ниже, чем у китайских конкурентов. В связи с этим требуется не только административное влияние, но и введение специализированных программ кэшбека, софинансирование маркетинговых и рекламных затрат, а также реализация ряда иных мер.

В компании «М.Видео-Эльдорадо» сообщили изданию «Коммерсант», что отечественная техника в настоящее время максимально представлена в категориях крупногабаритных товаров для дома и кухни, как в начальном, так и в среднем ценовых сегментах. Это всевозможные холодильники, морозильные камеры, плиты, стиральные машины. Помимо этого, в компании отмечают, что в Российской Федерации сейчас наблюдается активное развитие локального изготовления товаров китайских и турецких брендов. Поэтому можно говорить о том, что в категории крупной бытовой техники влияние иностранной продукции не слишком велико. Представители компании также указывают на то, что в сегменте ноутбуков в последних двух кварталах 2023 года доля отечественных брендов иностранной сборки составила около 10%, что примерно в три раза больше, чем в 2022 году.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (включая Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и др.), Артём Соколов, подметил, что нынешние версии проекта закона — это, в первую очередь, попытка вмешаться в поисковую выдачу маркетплейсов и крупных онлайн-магазинов, которые сайты генерируют по запросу пользователя. Подобное вмешательство является значительным отрицательным фактором для любого онлайн-сервиса.

Артём Соколов заметил, что, например, если российский пользователь хочет приобрести iPhone, то в случае одобрения указанного выше законопроекта, первые 50 результатов поиска на маркетплейсе будут предлагать ему вовсе не то, что указано в запросе, а то, что требуется в соответствии с российским законодательством. В этом случае пользователь, быстро разочаровавшись, просто уйдёт с площадки.

Поэтому эксперт убеждён, что требуется предоставить участникам рынка возможности самостоятельно подбирать наиболее подходящие способы продвижения российских товаров, не воздействуя при этом на уже сложившиеся маркетинговые и рекламные бизнес-модели. В качестве одного из таких способов Артём Соколов предлагает реализовывать фильтрацию товаров по их стране происхождения, а также создавать специализированные разделы на сайтах.


Ещё по теме:

Мы в Telegram, на Дзен, в Google News и YouTube