Гегемония OpenAI, долгое время казавшаяся непоколебимой, сталкивается с первым серьёзным кризисом роста. Согласно свежему отчёту аналитической платформы Sensor Tower, динамика привлечения новой аудитории у лидера рынка, ChatGPT, начинает угасать. В то же время главный конкурент — Google Gemini – демонстрирует уверенный рост, умело используя ресурсы экосистемы Android и успех своей новой модели генерации изображений.
На сегодняшний день ChatGPT всё ещё удерживает «майку лидера», контролируя 50% всех мировых загрузок мобильных ИИ-приложений и 55% ежемесячной активной аудитории (MAU). Однако тенденции последних месяцев указывают на тревожный для компании Сэма Альтмана перелом.
По данным Sensor Tower, за период с августа по ноябрь 2025 года база активных пользователей ChatGPT выросла всего на 6%, достигнув отметки в 810 млн человек. Аналитики полагают, что сервис вплотную приблизился к потолку рыночного насыщения. Более того, с августа по ноябрь доля ChatGPT на рынке сократилась на 3 процентных пункта.
На этом фоне показатели Google выглядят куда оптимистичнее. За тот же трёхмесячный период ежемесячная аудитория Gemini подскочила на 30%. Если смотреть на годовую динамику (по состоянию на ноябрь 2025 года), то и здесь Google сокращает разрыв: рост MAU составил 170% против 180% у ChatGPT, но темпы загрузок у «корпорации добра» уже выше.
Главным драйвером успеха Google стал релиз новой модели генерации изображений, получившей название Nano Banana. Именно её выход в сентябре спровоцировал резкий всплеск интереса к приложению. Пользователи не просто скачивают Gemini, но и проводят в нём больше времени: средняя продолжительность сессии выросла на 120% с марта по ноябрь, достигнув 11 минут в день. Для сравнения: время, которое пользователи проводят в ChatGPT, в ноябре даже снизилось на 10% относительно июльских показателей.
Вторым козырем Google стала глубокая интеграция ИИ в операционную систему. Статистика показывает, что количество пользователей, взаимодействующих с Gemini через встроенные инструменты Android, в два раза превышает число тех, кто запускает отдельное приложение. Это создаёт для Google уникальный «стратегический ров», недоступный для OpenAI, чьи продукты существуют в изоляции от ОС.
Замедление роста не осталось незамеченным в руководстве OpenAI. Генеральный директор компании Сэм Альтман выпустил внутренний меморандум, фактически объявляющий режим «красного кода». В документе ставится задача экстренно сфокусироваться на улучшении продуктов, в частности, на персонализации, надёжности ответов и генерации изображений, чтобы вернуть утерянную динамику.
Ситуацию усугубляют и более нишевые игроки, которые «откусывают» аудиторию у гигантов. Так, сервис Perplexity показал феноменальный рост аудитории на 370% в годовом исчислении, а Claude — на 190%. Эти цифры подтверждают, что эпоха монополии одного чат-бота подходит к концу, уступая место жёсткой конкурентной борьбе за внимание пользователя.
Ещё по теме:
- «Это не реклама»: OpenAI оправдывается за баннеры магазинов в платной версии ChatGPT
- iPhone 16 удержал мировую корону: прошлогодний флагман остаётся лидером рынка
- Началось:Роботакси Baidu в Китае сбило пешеходов