Китай делает ставку на проведение в эти выходные в Пекине корпоративного саммита на высшем уровне, чтобы показать всему миру, что он снова в деле.
Но список участников, в котором мало американских компаний, вместо этого подчеркивает растущую деликатность ведения бизнеса в Китае в нынешнем геополитическом климате.
Организаторы трёхдневного Форума развития Китая, который открывается в субботу в столице страны, говорят, что для участия в нём зарегистрировались сто иностранных представителей из таких секторов, как финансы, энергетика, биофармацевтика и потребительские товары. Впервые после трёхлетней изоляции Китая от Covid в 2019 году мероприятие будет проводиться полностью в очном формате.
Согласно предварительному списку участников, полученному агентством Bloomberg, некоторые корпоративные лидеры, такие как Тим Кук и Альберт Бурла из Pfizer планируют принять участие.
Несмотря на то, что американские компании, возможно, не были самым большим контингентом и на прошлых выставках, скудный состав участников в этом году свидетельствует о желании американских компаний не привлекать внимания к своей корпоративной деятельности в Китае, опасаясь привлечь нежелательное внимание на родине, считает один пекинский руководитель, знакомый с их мнением.
В частности, компании не хотят стать мишенью для Специального комитета по китайской коммунистической партии, нового органа Конгресса, возглавляемого республиканцем из Висконсина Майком Галлахером.
Китай не стал облегчать жизнь американскому бизнесу. Поездка президента Си Цзиньпина на этой неделе в Москву, где его встретил президент России Владимир Путин, также оказывает давление на руководителей, сообщил один из источников.
Собственные маркетинговые материалы организаторов отличаются отсутствием американского представительства. Они выпустили воодушевляющие видеообращения, записанные 15 руководителями таких крупных компаний, как BHP Group Ltd., Rio Tinto Plc., HSBC Holdings Plc, Standard Chartered Plc и Nestle SA, при этом единственной американской компанией, представленной в четверг, была Boston Consulting Group Inc.
В предварительный список участников из США также вошли основатель Bridgewater Associates Рэй Далио, президент Invesco Ltd. Мартин Фланаган и исполнительный директор Blackstone Inc.
Впервые за последние 25 лет Китай не входит в первую тройку инвестиционных приоритетов для большинства американских компаний, поскольку геополитическая напряжённость и внутренние экономические проблемы заставляют бизнес сосредоточиться на других странах, отмечается в отчёте Американской торговой палаты в Китае.
Тем не менее, несмотря на все разговоры о «разрыве», деловые и торговые связи между двумя крупнейшими экономиками мира остаются значительными. По данным Министерства торговли, общий объём торговли товарами между Китаем и США вырос за год и составил около $700 млрд в 2022 году, а крупные американские компании, такие как Nike и Starbucks, вкладывают значительные средства в китайский потребительский рынок.
После нескольких лет закрытых границ иностранные руководители также стремятся получить информацию о том, что на самом деле происходит в стране.
Компании хотят выяснить намерения китайского правительства в отношении привлечения иностранных инвестиций и развития частного сектора, считает Альфредо Монтуфар-Хелу, глава Китайского центра экономики и бизнеса при исследовательской группе Conference Board.
Ещё по теме: