Независимо от того, сколько камер или датчиков они используют, автономные машины никогда не будут идеальными. Но исследования, проведённые в Японии, показывают, что простая модернизация может помочь снизить риск наезда самоуправляемых авто на пешеходов: пара анимированных глаз, которые дают понять, что автомобиль заметил, а что — нет.
К тому времени, когда вы уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно выходить на улицу, установление зрительного контакта с водителем приближающегося автомобиля и проверка того, что машина замедляет ход, когда вы пытаетесь перейти дорогу, становится почти подсознательным действием. Но в самоуправляемых автомобилях, которые полагаются на камеры и датчики, расположенные по всему кузову, нет очевидного указания на то, какие препятствия были обнаружены и будут рассматриваться как опасность, требующая остановки.
В статье, недавно представленной на 14-й Международной конференции по пользовательским интерфейсам для автомобилей, исследователи из Токийского университета и Университета Киото подробно описали эксперимент, в ходе которого гольф-кар с водителем-человеком, но невидимый пешеходам, был оснащён спереди парой анимированных глаз огромного размера, управляемых вручную, которые можно было заставить смотреть по сторонам.
Исследователи воссоздали в общей сложности четыре сценария, в которых автомобиль приближался к пешеходам, намеревающимся перейти дорогу: один, когда человек был замечен, и машина собиралась остановиться, другой, когда он не был замечен, и машина собиралась продолжать движение, а затем те же два сценария с добавлением глаз, смотрящих на пешехода и в сторону от него в каждом из случаев.
Чтобы эксперимент был безопасным для участников, сценарии снимались на 360-градусную камеру, а затем 18 испытуемых — девять женщин и девять мужчин в возрасте от 18 до 49 лет — взяли на себя роль пешеходов, где они в случайном порядке проигрывали сценарии несколько раз и имели всего три секунды, чтобы оценить ситуацию и решить, будут ли они пытаться перейти дорогу перед приближающимся авто.
Исследователи были удивлены, обнаружив, что мужчины принимали более опасные решения о переходе проезжей части, предпочитая переходить дорогу, когда машина не подавала признаков того, что собирается остановиться, в то время как женщины выбирали более осторожные решения, часто предпочитая не переходить дорогу, даже если машина действительно сбавляла ход. Тем не менее, в обоих случаях участники отметили, что когда глаза транспортного средства смотрели в сторону, переход казался менее безопасным, но когда глаза, казалось, обращали на них внимание, переходить дорогу было безопаснее.
Участники также отметили, что гигантские глаза выглядят жутковато и даже немного пугающе. Исследователи, которые в ходе эксперимента в первую очередь обращали внимание на движения глаз, считают, что их эффективность можно было бы повысить ещё больше, если бы они были разработаны с учётом эстетики, включая более реалистичный внешний вид и движения.
Этот эксперимент – напоминание о том, что при переходе к новому поколению транспорта изменения не ограничатся только самими автомобилями. Мы уже оснащаем почти бесшумные электромобили дополнительными звуками и предупреждающими сигналами, чтобы сделать их более заметными для пешеходов, которые привыкли слушать звук двигателя приближающегося автотранспорта. И каким бы странным ни казалось приделывание подвижных глаз к передней части автомобиля, люди — одна из самых непредсказуемых вещей, с которыми приходится иметь дело автономному транспортному средству, и пара огромных глаз может стать относительно дешёвым способом повышения безопасности.
Ещё по теме: