В соответствии с результатами недавно проведённых исследований, когда обычные пользователи сталкиваются с фейковыми новостями, их мозг реагирует на них примерно так же, как в случае, когда человек читает реальные правдивые новости.
По словам исследователей, когда пользователь получает какую-то новую и удивительную для него информацию, в мозге начинает высвобождаться дофамин, выступающий в качестве нейромедиатора, связанного с центрами вознаграждения и удовольствия. Именно из-за этой биохимической реакции фейковые новости настолько привлекательны для многих пользователей, особенно в тех ситуациях, когда контент сомнительного качества содержит какие-то неожиданные или даже шокирующие элементы.
В ходе проведения исследований в этом направлении учёным также удалось обнаружить, что в случае с обычным пользователем ПК можно предсказывать воздействие на него фейковых новостей с точностью до 68,4%, на основе только движений глаз человека и компьютерной мыши.
Как уверены исследователи, в будущем можно будет разработать специальные визуальные шаблоны пользовательского поведения при взаимодействии с ложной информацией в интернете. В данном направлении могут помочь технологии искусственного интеллекта, основанные на обнаружении мистификаций.
Учёные также обеспокоены тем, что фейковые новости порождают у многих людей ложные воспоминания. В частности, согласно исследованию, около 48% пользователей «помнят» события, которых никогда не происходило, особенно если эти ложные события совпадают с их идеологическими убеждениями. Это называется «эффектом конгруэнтности».
Не меньшее беспокойство у специалистов вызывает скорость, с которой фейковые новости распространяются в популярных социальных сетях. По словам исследователей, учитывая многомиллиардную аудиторию пользователей соцсетей, можно говорить о том, что фейковые новости, выпускаемые крупными изданиями или популярными блогерами, могут распространяться среди тысяч людей всего за несколько секунд после их публикации.
В ходе недавно проведённого исследования специалистами Техасского университета удалось обнаружить интересную контрмеру. В частности, пользователям рекомендуется при прочтении новостей в интернете периодически задавать себе самый простой вопрос: «Откуда я знаю, что это правда?» Подобный подход, как уверены исследователи, активирует в мозге человека центры критического мышления и бросает вызов предрассудкам.
Ещё по теме:
- В OpenAI предложили властям США и их союзникам объединиться для противостояния Китаю в сфере ИИ
- Apple набирает обороты в области ИИ, пока конкуренты медлят в развитии
- Google выпустила отдельное приложение Gemini для iPhone