По информации, опубликованной изданием «Коммерсант», объёмы продаж игровых консолей на российском рынке за прошедший 2023 год увеличились в количестве проданных единиц более чем в два раза. Аналитические данные были предоставлены крупными отечественными ритейлерами и маркетплейсами.
Аналитики отмечают, что общий объём проданных консолей в РФ в денежном выражении составил 23 млрд рублей. Отдельное внимание в исследовании было уделено росту спроса россиян на портативные консоли, в том числе на такие устройства, как Steam Deck, а также на ретро-устройства. Причём последние, по наблюдениям экспертов, чаще всего приобретаются российскими потребителями импульсивно.
Компания «М.Видео-Эльдорадо», представившая официальную статистику, сообщает, что отечественный рынок игровых устройств в 2023 году показал впечатляющие результаты. Товаров было продано на общую сумму в 23 млрд рублей, а общее количество реализованных единиц техники достигло 1,3 млн. Эти показатели примерно в два раза превышают оценки предыдущего, 2022 года.
В оценку были включены все виды консолей, начиная от сравнительно недорогих ретро-моделей, которые являются современной имитацией старых устройств, и заканчивая наиболее популярными гаджетами. В то же время, в компании «М.Видео-Эльдорадо» не раскрыли собственную долю на отечественном рынке в сфере реализации консолей, но заявили, что продажи подобной продукции в магазинах сети возросли в штуках примерно в 2,1 раза, а количество проданных ретро-консолей на 30% больше, чем в 2022 году.
Артур Махлаюк, бизнес-аналитик IT-холдинга Fplus, заявил, что отчасти согласен с аналитическими данными компании «М.Видео-Эльдорадо». Эксперт подчеркнул, что востребованность на российском рынке ретро-консолей и устройств от малоизвестных китайских брендов действительно наблюдается. Он также отметил, что серьёзный интерес россияне проявляли к популярным портативным игровым консолям, в том числе и к новинкам ведущих производителей. При этом, по данным аналитика, к третьему кварталу 2023 года наблюдалось уменьшение продаж популярной консоли Nintendo Switch, но к концу четвёртого квартала её продажи снова увеличились, что, вероятно, связано с наступлением предновогодних дней.
Представители маркетплейса «Яндекс.Маркет» также затронули вопрос продажи консолей, заявив о значительном росте спроса на ретро-консоли и портативные устройства в 2023 году. Аналитические данные онлайн-магазина указывают на то, что количество покупок этой продукции в России возросло в 2,7 раза. Также отмечается активность на платформе «Авито», где продажи новых игровых устройств увеличились на 34%, а бывших в употреблении – на 13%. Всего за прошедший год на «Авито» было совершено приблизительно 1,25 млн сделок по приобретению консолей.
В декабре 2023 года издание Financial Times, ссылаясь на исследование компании Ampere Analysis, сообщило о том, что глобальный рынок игровых консолей, учитывая игры и интернет-сервисы, вырос на 7,2%, достигнув отметки в 60,9 млрд долларов. Этот рост последовал после падения на 7,3% в предыдущем году. Британские аналитики отмечают, что одним из ключевых факторов стало восстановление предложения консоли PlayStation 5, с которой ранее наблюдался дефицит. Кроме того, в 2023 году было выпущено множество интересных ААА-игр.
Журналисты «Коммерсанта» также подчеркнули, что компании, владеющие самыми популярными в мире консольными платформами – Microsoft, Sony и Nintendo – после начала военной спецоперации на Украине в феврале 2022 года ограничили возможности использования своих устройств на территории Российской Федерации. Особенно это касается реализации цифровых копий игр и доступа к пополнению счетов в игровых сервисах. Пользователи из России при этом могли оплачивать онлайн-сервисы через посреднические организации, однако в 2023 году цены на эти услуги увеличились примерно в 4-5 раз из-за подорожания соответствующих подписок на в интернет-сервисах в Турции.
Эксперты отмечают, что наиболее популярные и высокопроизводительные портативные консоли, такие как Steam Deck и Asus ROG Ally, технически представляют собой своеобразные мобильные ПК, которые предоставляют пользователям возможность устанавливать игры, минуя IT-инфраструктуру производителя. В то же время, поставки ретро-консолей, как правило, осуществляются с уже предустановленными играми, некоторые из которых также позволяют использовать копии старых компьютерных видеоигр, загруженные пользователями из интернета.
Гаджи Махтиев, основатель «Канобу», в беседе с журналистами указал, что портативные игровые устройства на современном рынке менее представлены по сравнению с традиционными консолями. Однако он прогнозирует заметный рост доли первых в ближайшие годы, поскольку геймеры стремятся улучшать свой игровой опыт благодаря применению новых платформ. Также Махтиев отмечает, что рост продаж портативных консолей во многом связан с нормализацией пользовательского опыта и возможностями настройки игровых аккаунтов, приобретения популярных видеоигр и пополнения виртуальных кошельков, пусть и не самым обычным способом.
Василий Овчинников, руководитель Организации развития игровой индустрии, подчёркивает, что использование российскими владельцами консолей обходных путей для приобретения игр и пополнения виртуальных кошельков серьёзно сдерживает рост популярности устройств в стране. Несмотря на поддержку со стороны ритейлеров в настройке консолей, необходимость совершения сторонних действий для запуска игр отталкивает около трети потенциальной аудитории. Овчинников также отмечает рост интереса к ретро-консолям, который, по его мнению, обусловлен ностальгией и привлекательной стоимостью этих устройств, делающей их популярным выбором для импульсивных покупок или в качестве подарков.
Ещё по теме: