Российские парламентарии внесли на рассмотрение в нижнюю палату парламента проект закона об ограничении рекламы в видеоиграх. Согласно документу, предлагается определить максимальную длительность рекламного ролика и частоту его показа, что сейчас не регламентируется.
По словам представителей рынка, которые были опрошены изданием «Коммерсант», реклама в бесплатных видеоиграх выступает сейчас в качестве основного, а зачастую и единственного способа монетизации для издателей игр. Поэтому её регулирование снова приведёт к падению доходов разработчиков, которые ещё не восстановились после сокращения рынка в 2022 году.
Журналисты издания «Коммерсант» рассказали, что 22 декабря 2023 года группа парламентариев внесла к федеральному законодательству «О рекламе» проект поправок, которые будут регулировать распространение рекламы в видеоиграх. В документе предлагается установление регулирования рекламы в видеоиграх, в частности, ограничения длительности рекламных роликов в играх, которая не должна быть больше 15 секунд, а частота её появления на экране пользователя не должна быть чаще одного раза в 20 минут.
Депутаты также предлагают установить возрастные ограничения — рекламные ролики должны соответствовать той возрастной категории пользователей, на которую игра рассчитана. Более того, депутаты предлагают запретить показ рекламы отдельных видов товаров в видеоиграх в соответствии с третьей главой федерального законодательства «О рекламе», в рамках которой запрещена демонстрация в рекламе спиртных напитков, пищевых добавок, оружия, ставок, цифровых финансовых активов.
В пояснительной записке представленному проекту закона указано, что предлагаемые нововведения помогут в сохранении адекватного баланса, когда видеоигра распространяется по условно бесплатной схеме и включает в себя показ различных рекламных видеороликов. Однако длительность и количество таких показов необходимо регулировать.
Опрошенные журналистами специалисты рассказали, что реклама достаточно часто показывается пользователям в бесплатных мобильных играх. Игроки в этом случае не платят за скачивание и играют бесплатно, но из-за этого геймплей систематически прерывается показом рекламного ролика. Такой подход называется interstitial ads. За показ таких рекламных роликов издатели игр получают отчисления от рекламных сетей, которые и обеспечивают взаимодействие издателей игр и рекламодателей. Ещё одна разновидность рекламных роликов в мобильных играх — это rewarded ads, когда пользователю на счёт внутри игры начисляется специальная валюта, которую он получает за просмотр рекламного ролика.
Директор по продукту Tanks Blitz, Павел Степанов подчеркнул, что за счёт такого регулирования рекламы в видеоиграх серьёзное влияние будет оказано на те игры, в которых монетизация построена исключительно на демонстрации рекламных роликов. Чаще всего это игры жанра инди, которые создаются отдельными группами разработчиков или даже одним человеком без финансовой поддержки издателей, а также казуальный сегмент, когда игры делаются для массовой аудитории, имеют простые правила и управление.
Основатель сообщества независимых разработчиков игр и гендиректор компании Mensa VR, Владимир Вареник, подчеркнул, что из-за такого регулирования снизится количество доступных для российских пользователей бесплатных мобильных и видеоигр.
Глава мобильного направления Astrum Entertainment, Алексей Скребцов, уточнил, что монетизация во многих играх происходит как раз благодаря interstitial ads. Поэтому в том случае, если будет введено ограничение на продолжительность рекламного видеоролика в 15 секунд, нынешняя модель монетизации на 100% окажется нерентабельной. Эксперт также подчеркнул, что средняя длительность внутриигрового ролика в мобильных приложениях сейчас составляет около 40 секунд, и часто издатели добавляют ещё более длинную рекламу.
Глава Организации развития видеоигровой индустрии, Василий Овчинников, заявил, что в нынешней редакции представленный проект закона может привести к тому, что из России просто уйдут все оставшиеся отечественные разработчики мобильных видеоигр. Эксперт также указал на то, что в 2022 году этот рынок сократился почти на половину, а представленное депутатами регулирование по длительности и частоте рекламных видеороликов повлекут за собой ещё большее падение доходов разработчиков.
При этом, некоторые специалисты, работающие на рынке и опрошенные журналистами издания «Коммерсант», подчёркивают, что проект закона может оказаться вполне полезным. В частности, один из источников отмечает, что в мобильных играх, особенно рассчитанных на несовершеннолетних пользователей, действительно существует проблема неконтролируемого показа рекламных роликов, которые чаще всего не соответствуют возрасту пользователей.
Ещё по теме: