Помимо многих других отраслей, в Китае решили опередить Европу и в гонке за новыми научными открытиями. В рамках проекта на 5 млрд долларов в КНР построят гигантский ускоритель частиц, который получит название Циркулярный Электрон-Позитронный Коллайдер (CEPC). В рамках проведения работ предполагается возведение тоннеля длиной 100 км под землёй, где будут ускоряться и сталкиваться электроны и позитроны.
Основной целью реализации этого китайского проекта является подробное изучение бозона Хиггса — частицы, которая придаёт массу другим элементарным частицам. Китайские специалисты убеждены, что открытия, сделанные в новом коллайдере, позволят приоткрыть завесу тайны происхождения Вселенной и детальнее изучить фундаментальные законы природы.
На текущий момент проект CEPC находится на стадии рассмотрения в китайском правительстве. В том случае, если будет получено соответствующее разрешение от официального Пекина, строительство начнётся только в 2027 году и продлится до 2037 года.
Согласно предварительным оценкам, аналитики убеждены, что стоимость реализации этого проекта составит 5,2 млрд долларов, что заметно меньше, чем у европейского аналога Future Circular Collider, бюджет которого оценивается примерно в 17 млрд долларов. В Европе же свой новый коллайдер начнут строить не ранее 2030 года.
В китайском коллайдере длиной 100 км учёные планируют разгонять и сталкивать электроны и их античастицы — позитроны. При столкновении будут формироваться миллионы бозонов Хиггса, что даст возможность учёным детально изучать «частицу Бога» и её характеристики.
Учёные уже сейчас полагают, что за счёт строительства китайского коллайдера можно будет «заглянуть за границы» стандартной модели физики элементарных частиц и «приоткрыть завесу» над огромным количеством фундаментальных загадок, в том числе приблизиться к изучению тёмной материи и осмыслить причину доминирования обычной материи над антиматерией во всей Вселенной.
Несмотря на то, что проект коллайдера ещё не был утверждён правительством, в Китае уже присматриваются к местам для строительства. А оборудование, которое будет там использоваться, проходит испытания на других китайских объектах.
Ещё по теме: