В то время как правительства по всему миру внимательно изучают политику Apple в отношении App Store, Конгресс США рассматривает законопроект, который может запретить компании предустанавливать на iPhone собственные приложения по умолчанию.
Критики компании считают, что такой шаг уравняет условия конкуренции и даст возможность небольшим разработчикам конкурировать между собой. Но принесет ли это реальную пользу потребителям, и что является целью такого антимонопольного законодательства?
На самом деле, это может сделать использование iPhone гораздо менее приятным.
У Apple все карты на руках
Предложенные в США законодательные меры принимаются в то время, как корпорация Apple сталкивается с подобными антимонопольными проверками в других странах. В Европейском Союзе регулирующие органы рассматривают вопрос о том, как компания обеспечивает привилегии своим собственным сервисам. Между тем, Великобритания и Япония (не входящие в Евросоюз) также рассматривают вопрос о доминирующем положении смартфонов Apple.
Нетрудно догадаться почему правительства обеспокоены доминирующим положением Apple. Компания обладает огромной властью. Со своей рыночной капитализацией, превышающей 2 триллиона долларов, корпорация из Купертино обладает такими широкими карманами, которые позволяют ей купить практически любую компанию, которую она захочет.
Apple также устанавливает правила взаимодействия с разработчиками благодаря жёсткому контролю над App Store. Это особенно беспокоит компании, которые привязываются к экосистеме купертиновцев.
Придерживаясь правил App Store, Apple контролирует, какое программное обеспечение разрешено устанавливать на iPhone и iPad, а какое нет. Хотя соучредитель Apple Стив Джобс изначально не хотел допускать сторонние приложения на iPhone, быстро пошёл на уступки и понял, что это может быть выгодно.
В результате Apple выступает как собственник торгового центра, так и владелец некоторых магазинов в этом ТЦ. Она контролирует, можете ли вы продавать, скажем, приложение для доступа к электронной почте в её App Store. Но при этом она также создаёт свои собственные почтовые приложения.
Проблема, не имеющая однозначного решения
Маркес Браунли недавно записал интересное видео, в котором обсуждается Apple и иллюзия выбора на примере трекеров AirTags и Tile.
Запустив свою собственную Сеть Локатора для сторонних разработчиков, Apple, казалось бы, делает выбор между Tile и AirTags немного более справедливым. Но какой бы выбор ни сделала Tile в пользу (или нет) присоединения к этой сети – она вредит сама себе. Согласитесь, Tile сделает Сеть Локатора только больше и шире. Не подключись к ней – Tile сделает свой собственный продукт менее привлекательным.
Понятно, почему такой сценарий ставит конкурентов в сложное положение. Даже не смотря на то, что Apple лишила приоритета свои собственные приложения в результатах поиска и сократила комиссионные для большинства разработчиков, это остается проблемой.
Будь то Safari, Apple Music, Apple Pay или любое другое приложение под брендом Apple, Купертино имеет явное преимущество. Большинство людей будут отдавать предпочтение рекомендациям по умолчанию в определенной категории.
Конечно, Google Maps может превосходить по качеству карты от Apple. Но большинство людей, увидев, что у Apple есть картографическое приложение, будут пользоваться именно им. Это особенно заметно, когда речь идет о функциях, более плотно встроенных в продукты компании. Google Ассистент доступен на iPhone, но ведь Siri установлена по умолчанию. Существуют и другие способы оплаты продуктов, помимо Apple Pay. Но Apple Pay – это чертовски просто.
В книге «Парадокс выбора», написанной психологом Барри Шварцем в 2004 году, автор пишет о местном продуктовом магазине, в котором продаётся 75 сортов чая со льдом и 285 сортов печенья.
Это хорошо для производителей всех этих чаев со льдом и печенья – но такой выбор ставит покупателей в тупик. Парадокс, о котором говорит Шварц, заключается в том, что, хотя больший ассортимент кажется лучшим решением, иногда он может быть губителен и для покупателей и для производителей.
Парадокс выбора
Можно сказать, что компания Apple достигла своего нынешнего превосходства благодаря тому, что лишила пользователей возможности выбора. Для их же блага. Стив Джобс не давал пользователям особого выбора при покупке iPhone.
Вы могли купить iMac G3 разных цветов, но ассортимент компьютеров Mac при Джобсе был гораздо менее запутанным, чем в старые добрые времена середины 90-х с Macintosh и другими клонами Mac. Он намеренно стремился ограничить возможности потребителей.
Решение Apple лишить пользователей определённых возможностей выбора всегда будет расстраивать часть людей. Но такой подход позволил компании разработать продукты, которые работают прямо из коробки.
Люди покупают продукты Apple, потому что им нравится то, что делает корпорация. Является ли iPhone без приложений всё еще айфоном? И действительно ли усложнение использования продуктов компании имеет смысл?
Идея о том, что при включении нового iPhone вам придётся выбирать каждое приложение по умолчанию из длинного списка (причем приложения Apple будут находиться в самом его низу) – явно не самая удобная. Но это поможет избежать каких-либо несправедливых преимуществ. Звучит не очень удобно для покупателей.
Это похоже на плохое решение, принятое регуляторами с благими намерениями. Но введёнными в заблуждение, потому что это только звучит справедливо, а не потому, что разумно.
Ещё по теме: