В 2013 году Илон Маск представил концепцию Hyperloop — транспортной системы, предполагающей передвижение капсул по трубам с минимальным сопротивлением воздуха при скорости, близкой к 1000 км/ч.
Проект подавался как технологический прорыв, способный изменить правила игры в области перевозок. Несмотря на амбициозность идеи и репутацию Маска, достигшего успеха в разработке электрокаров и ракет, реализовать Hyperloop на практике так и не получилось.
Работы натолкнулись на серьёзные препятствия. Как технические, так и финансовые. Герметичность труб нарушалась при перепадах температур, что негативно сказывалось на устойчивости конструкции. Магнитная левитация, лежащая в основе проекта, требовала огромных затрат и оказалась чересчур сложной для масштабного применения. Кроме того, конструкция труб не справлялась с сезонными изменениями климата, теряя прочность как в условиях жары, так и в зимние месяцы.
Несмотря на эти трудности, в Китае идея получила второе дыхание. В 2024 году в районе Янгао в провинции Шаньси завершилось строительство опытной трассы протяжённостью 2 километра. Над реализацией работала команда под руководством Сюя Шэнцяо — ведущего специалиста Китайской инженерно-консалтинговой группы железных дорог (CREC). Инженеры предложили иную концепцию конструкции, в которой совместили прочность стали и устойчивость бетона, добавив к этому специальное эпоксидное покрытие и гофрированные компенсаторы. Такой подход обеспечил надёжность даже при высоких и низких температурах.
Илон Маск, как напомнили в CREC, в своё время сделал ставку на тяжёлые стальные трубы, которые оказывались подвержены утечкам и создавали заметное сопротивление воздуху при движении на больших скоростях. Китайским разработчикам удалось уменьшить энергетические потери почти на треть. Это стало возможным за счёт смены стандартной стали на низкоуглеродистую, что позволило уменьшить вихревые токи, снижавшие эффективность маглев-платформ при превышении рубежа в 1000 км/ч.
Сюй Шэнцяо подчёркивал, что конструкция нового поколения справляется с резкими перепадами давления и не перегревается при работе на предельных скоростях. Разработка оставалась устойчивой, не теряя формы и свойств, чего не удалось достичь в ранних попытках реализации Hyperloop на Западе.
Одним из главных достижений китайской команды стало решение проблемы разрушения материалов в вакууме. Традиционно используемые металлические и бетонные элементы не выдерживали низкого давления — одни деформировались, другие начинали крошиться. Ответом стала замена арматуры на стекловолокно и базальт, а также внедрение технологии вакуумного твердения, предотвращающей разрушение внутренних структур.
22 июля 2024 года на полигоне в Янгао прошли первые полноценные испытания с капсулой, парящей в вакууме. По словам инженеров, за плавность и стабильность движения отвечали лазерные сенсоры и интеллектуальные амортизаторы, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта. Поддержание давления обеспечивали мощные насосные станции. Были продуманы и меры безопасности — герметичные капсулы, способные выдерживать резкие скачки давления, а также шлюзовые камеры для быстрой эвакуации при нештатных ситуациях.
Несмотря на то, что на данном этапе речь идёт лишь о 2-километровом отрезке, у китайских разработчиков уже имеется чёткий план по расширению проекта. Как сообщили в CREC, конструкция собирается из заранее подготовленных модулей, что позволяет снизить затраты на строительство почти на 60% по сравнению с цельнометаллическими трубами. Вместе с тем реализация масштабной транспортной сети потребует вложений в размере нескольких млрд долларов, а также решения серьёзных инженерных задач — от тепловой компенсации на длинных участках до создания эффективной системы аварийного реагирования.
Ещё по теме:
- Apple задействует жидкий металл в шарнирах складного iPhone
- OpenAI запустила сервис для озвучки текста
- Учёные создали «звуковые пузыри»: слышимы только конкретному человеку, даже в толпе