Марк Цукерберг известен как ярый защитник свободы слова, особенно после переизбрания Дональда Трампа. Однако новое расследование показывает, что позиция генерального директора Meta* не всегда была такой принципиальной. Оказывается, Facebook* разработал инструменты для ограничения контента, чтобы проникнуть на китайский рынок — страну, где цензура является нормой.
Проект Aldrin: секретные планы Facebook
В апреле прошлого года Сара Уинн-Уильямс, бывший директор по глобальной политике Facebook*, уволенная в 2017 году, подала жалобу в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). В документах она раскрыла, что компания стремилась завоевать китайский рынок социальных медиа, создав версию платформы, соответствующую строгим законам о цензуре Китая.
Проект получил кодовое название Aldrin и был запущен в 2014 году. Среди предполагаемых уступок китайским властям:
- Размещение данных пользователей из Китая и Гонконга на серверах внутри страны, чтобы правительство могло получить доступ к личной информации граждан.
- Создание системы, позволяющей частной китайской инвестиционной фирме проверять контент, публикуемый пользователями.
- Найм сотен модераторов для удаления запрещённого контента.
По словам Уинн-Уильямс, в 2015 году Facebook* разработал автоматизированную систему, которая обнаруживала и удаляла запрещённые термины. Также планировалось назначить главного редактора, который бы контролировал контент на китайской версии платформы. Этот человек имел право удалять любые материалы, противоречащие политике Коммунистической партии Китая, и даже полностью отключать сайт в случае социальных волнений.
Блокировка аккаунта Го Вэнгуя
Одним из самых громких случаев, связанных с этими планами, стала блокировка аккаунта китайского бизнесмена Го Вэнгуя в 2017 году. Го регулярно публиковал материалы о коррупции в руководстве Китая. Facebook* объяснил удаление его аккаунта тем, что он разглашал «личную информацию других людей без их согласия». Однако Уинн-Уильямс утверждает, что это решение было продиктовано давлением со стороны китайских интернет-регуляторов, которые хотели проверить готовность соцсети сотрудничать.
Официальная реакция Meta*
Представитель Meta* Энди Стоун заявил, что интерес компании к китайскому рынку «не был секретом», но проект был окончательно закрыт в 2019 году.
«Всё это подогревается бывшим сотрудником, уволенным восемь лет назад за плохую работу. Мы не предоставляем свои услуги в Китае сегодня. Наш интерес к этому рынку был частью усилий Facebook* по объединению мира, что широко освещалось в прессе десять лет назад. В конечном итоге мы решили отказаться от этих идей», — сказал Стоун.
Поворот к свободе слова
Ирония ситуации заключается в том, что в 2019 году Цукерберг, видимо, окончательно отказавшись от идеи китайской версии Facebook*, выступил с речью в университете Джорджтауна, где подчеркнул важность свободы выражения мнений и раскритиковал китайские законы.
В январе этого года Meta* объявила о приоритете свободы слова после недавних выборов в США. Компания заменила сторонних модераторов, сняла ограничения на такие темы, как иммиграция и гендер, и сосредоточилась только на серьёзных нарушениях, вроде терроризма, эксплуатации детей, наркотики, мошенничество и прочее. Также Meta* восстановила контент, который был удалён в 2021 году из-за опасений политической дезинформации.
Скандал вокруг Aldrin ставит под сомнение искренность Цукерберга в вопросах свободы слова. Если раньше компания готова была пожертвовать принципами ради выхода на китайский рынок, то теперь она делает ставку на либеральные ценности.
Ещё по теме:
- Volkswagen возвращает физические элементы управления для основных функций салона
- Фейковые «доктора» в TikTok: ИИ активно выдаёт себя за медицинских экспертов
- Китайские разработчики выпустили ИИ-агентов Manus и ANUS