Китайский производитель аккумуляторов CATL заявил, что успешно поднял в воздух 4-тонный самолёт, используя свои сверхплотные «конденсированные батареи». Через 3-4 года компания рассчитывает создать 8-тонный электрический самолёт с дальностью полёта от 2000 до 3000 км.

Компания Amperex Technology Company Limited (CATL) является мировым лидером по производству батарей для электромобилей, занимая 37% всего рынка. Почти все крупные автопроизводители, от Ford до Tesla, используют батареи CATL.

В апреле 2023 года CATL анонсировала свою «конденсированную батарею» с плотностью энергии в два раза выше, чем у всех остальных, представленных на рынке, и составляет невероятные 500 Втч/кг. Для сравнения, типичная свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор может иметь плотность до 50 Втч/кг, а литий-ионные батареи для электромобилей, такие как в Tesla Model 3, имеют плотность около 265 Втч/кг.

Компания утверждает, что их батарея была разработана с учётом требований безопасности и веса – специально для того, чтобы соответствовать авиационным стандартам и использоваться для увеличения дальности полёта экологически чистых самолётов.

Через три месяца после этого заявления CATL создала авиационное подразделение, заключив партнёрство с китайской государственной авиационной компанией Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC).

С тех пор события развивались очень быстро. На неделе CATL объявила об успешном испытательном полёте 4-тонного самолёта, работающего от аккумуляторов. На момент написания статьи аккумуляторная батарея самолета, конфигурация двигателя, любые данные о продолжительности полёта, высоте или скорости – всё это является государственной тайной, но, по сообщению ChinaDaily, CATL намерена создать коммерческий электрический самолёт с дальностью полёта от 2000 до 3000 километров к 2027 или 2028 году.

Самолёт весом 8 тонн – это далеко не 31-тонный Boeing 737 или 41-тонный Airbus A320, а вот Learjet 70/75 весит чуть больше 7 тонн и может летать с девятью пассажирами на борту, что, по-видимому, и является тем рынком, на который CATL изначально ориентируется.

Обещанная дальность полета значительно превышает все существующие на сегодняшний день экологически чистые пассажирские воздушные суда. Даже такие футуристические концепты электрических лайнеров, как Elysian E9X, не превышают 1000 км, так что если CATL сможет сделать то, что заявляет, это будет действительно гигантский скачок в авиационных технологиях.

Китайские власти уже продемонстрировали готовность продвигать футуристический электрический воздушный транспорт, полностью сертифицировав воздушное такси eVTOL компании eHang за несколько лет до того, как американские или европейские регуляторы будут готовы разрешить подобные коммерческие устройства на Западе.

С другой стороны, чем больше энергии приходится на вес батареи, тем выше вероятность возникновения проблем с тепловой нагрузкой и тем более разрушительным будет результат, если всё пойдет не так. 500 Втч/кг – очень пугающее число в этом контексте, поэтому будем надеяться, что испытания на безопасность будут первым, вторым и третьим приоритетом компании CATL, которая работает над тем, чтобы этот уникальный самолёт поступил в эксплуатацию в течение ближайших нескольких лет.


Ещё по теме: