В России может появиться первый механизм автоматического наложения штрафов на пешеходов с использованием технологии распознавания лиц. Министерство транспорта предлагает зафиксировать в законе возможность применения видеонаблюдения и биометрии для выявления граждан, пересекающих железнодорожные пути вне установленных зон.
Система будет напоминать действующую модель фиксации нарушений ПДД с последующей автоматической отправкой уведомлений.
Документ с инициативой размещён на портале regulation.gov.ru. В нём содержатся поправки к закону «О персональных данных». Министерство предлагает расширить перечень исключений, при которых биометрия может использоваться без согласия человека.
К уже существующим положениям, связанным с судопроизводством, геномной регистрацией, а также борьбой с коррупцией и терроризмом, предлагается добавить «контроль за соблюдением правил нахождения на объектах железнодорожной инфраструктуры».
Минтранс также предлагает дополнить закон «О железнодорожном транспорте в РФ» новой нормой. Она даст право размещать стационарные камеры фиксации нарушений в зонах, признанных опасными. Параметры размещения, как указано в тексте, будет определять владелец транспортной инфраструктуры.
В пояснительной части проекта министерство ссылается на статистику. В 2024 году, по их данным, на железных дорогах погибли 1,1 тыс. человек, из которых большинство пересекали пути вне оборудованных переходов. За первые 7 месяцев 2025 года число погибших составило 580. Представители ведомства полагают, что автоматическое фиксирование нарушений поможет повлиять на поведение граждан и снизить уровень травматизма.
Для реализации этой схемы потребуется пересмотр сразу нескольких нормативных актов. Министерство признаёт, что действующий КоАП не предусматривает такой процедуры фиксации и наложения штрафа, а значит, до введения системы необходимо внести изменения в закон о персональных данных.
Вопросы применения подобных технологий обсуждались ещё осенью 2025 года в Совете федерации. Там рассматривался сценарий, при котором камера фиксирует факт пересечения путей, система распознавания лиц идентифицирует человека и формирует постановление о штрафе — до 500 руб. по общим правилам и до 1500 руб. в Москве и Санкт-Петербурге. На слушаниях также обсуждался возможный доступ к Единой биометрической системе (ЕБС), в которой содержатся сведения примерно о 50 млн россиян.
При этом в самом операторе ЕБС указывали, что реализовать такую функцию в автоматическом режиме на их платформе невозможно — ни с технической стороны, ни в рамках текущих регуляторных ограничений. В ведомстве поднимали вопрос о несовместимости подобного применения с назначением самой системы.
Позицию прокомментировали и в Министерстве цифрового развития. Представители пояснили, что механизм взаимодействия с биометрическими базами регулируется федеральным законом №572. Согласно его положениям, идентификация с использованием биометрии допускается в строго установленных случаях.
Хотя по ряду запросов образцы могут быть переданы в ФСБ или МВД, сам документ не предназначен для нужд, связанных с наблюдением за перемещениями граждан в гражданской сфере. Минцифры настаивает, что потребуется правка 572-ФЗ, если планируется привлекать ЕБС для автоматической фиксации административных нарушений.
Ранее подобные законопроекты уже вызывали настороженность. В экспертной среде и ведомствах, в частности в ФСБ и МВД, высказывались опасения по поводу возможного массового сбора и перемещения персональных данных. Одним из аргументов была угроза, что широкое внедрение таких механизмов приведёт к потере доверия к системе и потенциальному отказу граждан от участия в биометрических программах.
Ещё по теме:
- Apple Intelligence во всю готовится к релизу в Китае
- Apple отменила премьеру триллера «Охота» из-за обвинений в плагиате
- Apple готовится отобрать у Samsung титул крупнейшего производителя смартфонов