Представьте себе, что можно включить свет в Европе, используя энергию, произведённую в Северной Америке, или наоборот. Это может стать реальностью благодаря амбициозному трансатлантическому проекту. Nato-L – подводный кабель длиной 3500 км, который может изменить представление о возобновляемых источниках энергии и глобальной геополитической динамике, создав беспрецедентный энергетический мост между двумя континентами. Но каковы последствия такого смелого проекта? И как он может повлиять на будущее энергетики и международной безопасности?
Амбициозная трансатлантическая мечта
Проект Nato-L (North Atlantic Transmission One Link) направлен на создание мощной трансатлантической линии электропередачи между Северной Америкой и Европой. Эта система мощностью 6 ГВт будет состоять из пар кабелей, протянувшихся на 3500 км через Северный Атлантический океан. В роли «нейтрального» субъекта, разумеется, выступает нейтральная страна – Ирландия, которая, похоже, находится прямо на границе. Слухи, собственно, исходят от местной газеты Irish Independent. В качестве промоутера – ветеран британской энергетики Лоран Сегален, который уже пытался построить ещё один интерконнектор между Уэльсом и Ирландией, но потерпел неудачу.
«Это всего лишь кабель диаметром с пиццу», – говорит Сегален, один из основателей проекта, подчёркивая физическую простоту инфраструктуры в противовес её революционному размаху.
Nato-L представляет собой нечто большее, чем просто электрическое соединение. Проект рассматривается как способ укрепить энергетическую безопасность членов НАТО в то время, когда энергия всё чаще используется в качестве оружия.
Проект глобального масштаба
Проект Nato-L позволит пересылать электроэнергию через Атлантику в обоих направлениях. Это означает, что Европа может отправлять энергию в Северную Америку ночью, когда спрос низкий, а там ещё светло и спрос высокий. В Европе в светлое время суток всё будет работать в обратном направлении.
Проблемы и возможности
Проект, оцениваемый в 20-40 миллиардов евро, не лишён трудностей. Основатели надеются начать сбор средств к концу года, чтобы профинансировать первые три года планирования и исследований. Саймон Ладлэм, соучредитель проекта, имеющий большой опыт работы в энергетическом секторе, подчёркивает важность трансатлантических усилий, как и в случае с кабелем, для обеспечения общественной поддержки.
«Любой интерконнектор нуждается в общественной поддержке. Интерес к нему велик, любопытство велико. Мы ведём интересные разговоры на достаточно высоком уровне».
Конечно, Nato-L поднимает интересные геополитические вопросы. Несмотря на то, что название предполагает связь с НАТО, основатели настаивают на том, что проект имеет множество положительных сторон, которые выходят за рамки военного аспекта. Стоит ли этому доверять? Интересно, что финансирование от китайских или российских инвесторов приниматься не будет, поскольку это подорвёт основную предпосылку проекта, которая заключается в укреплении энергетической безопасности. Другими словами, никакой войны, но и никакого мира.
Трансатлантический мост, устремлённый в будущее
В случае реализации (а прошлое говорит нам, что некоторые мосты или туннели – скорее дело рук истории, чем мудрости), Nato-L станет поворотным пунктом в управлении возобновляемыми источниками энергии в глобальном масштабе. Он мог бы способствовать лучшему распределению энергии, сокращению потерь и повышению эффективности. Однако остаются важнейшие вопросы.
Как этот проект повлияет на международные отношения? Каковы будут последствия для стран, не входящих в НАТО? И как этот проект вписывается в более широкий контекст борьбы с изменением климата?
В заключение
Проект Nato-L представляет собой смелое видение будущего энергетики. Он обещает перевернуть наше представление об энергетике и безопасности и поднимает важные вопросы о том, как сбалансировать геополитические проблемы с необходимостью более устойчивого энергетического будущего, причём не только для «трансатлантической» связи между Северной Европой и европейским континентальным блоком. Будет ли будущее энергетики и геополитики, в конечном счете, более взаимосвязанным или разобщённым?
А может быть, и то, и другое: промежуточная фаза новой фрагментации (когда глобализация завершит свою фазу), а затем, постепенно, сближение. Будем надеяться, что это не проявится в виде глобальных конгломератов и, что, в конце концов, Nato-L станет одним из многих энергетических мостов, объединяющих планету в новую эру глобального энергетического сотрудничества.
Ещё по теме: