Появление радио в начале XX века уже потрясало газетную индустрию, опасавшуюся, что она устареет перед лицом возможности получать новости в режиме реального времени по воздуху. Но в 1938 году угроза стала ещё более конкретной: радиоиндустрия начала экспериментировать с возможностью составить конкуренцию газетам на их собственной территории. Идея заключалась в том, чтобы с помощью радиоволн передавать новости в течение ночи на специальное устройство в домах подписчиков, которое автоматически распечатывало бы их, готовые к прочтению утром.

Смелая идея, которая могла бы произвести революцию в информировании людей за 60 лет до появления Интернета. Но его реализация столкнулась с серьёзными технологическими и практическими ограничениями. И всё же в этом старинном изобретении есть что-то завораживающее, отголосок будущего, которое представлялось, но так и не было реализовано.

1934 год. Концепция распечатываемых новостей в домашних условиях.

«Радиогазеты»: как это работало

Статья в журнале Short Wave and Television («Короткие волны и телевидение») за май 1938 года подробно описывала, как работает эта революционная система распространения газет. Изобретатель, В.Г.Х. Финч, разработал метод передачи текста и даже картинок по радио, забрав неиспользуемые частоты в ночные часы, когда большинство американцев спят. Это была не шутка: Федеральная комиссия по связи США (FCC) выдала специальную лицензию на передачу таких сообщений в период с полуночи до 6 утра.

Процесс заключался в сканировании фотографий и текстов передатчиком, который посылал периодические импульсы разной интенсивности в зависимости от степени освещённости или затенённости изображения. Затем эти сигналы принимало устройство в домах абонентов, оснащённое неким пером, который двигался вперёд-назад по химически обработанной бумаге, проводя более толстые или тонкие линии в зависимости от интенсивности полученных импульсов.

Таким образом, получалось точное воспроизведение текстов, рисунков и фотографий. Это был очень продвинутый материал, который на 30 лет опередил даже массовое появление факсимильного аппарата (не случайно Финч изобрёл цветной факсимильный аппарат несколькими годами позже, в 1946 году).

Ограничения и проблемы системы

Несмотря на энтузиазм, вызванный этим новшеством, «радиогазеты" имели ряд ограничений. Во-первых, процесс печати был слишком медленным: на изготовление полной газеты уходило несколько часов – более или менее 15 минут на страницу. Кроме того, шум работающего посреди ночи оборудования плохо влиял на сон подписчиков.

Однако главная проблема состояла абсолютно в другом. Она заключалась в отсутствии стандартизации. Различные производители экспериментировали с разнообразными системами с собственными технологиями и форматами. Такая фрагментация затруднила бы широкомасштабное внедрение системы, поскольку абонентам пришлось бы выбирать между несовместимыми устройствами.

Эхо будущих баталий

Читая об этом изобретении сегодня, невозможно не заметить сходства с теми проблемами, с которыми новостная индустрия столкнётся десятилетия спустя, с появлением интернета и цифровых технологий. Баталии между собственными форматами, споры о платных онлайн-изданиях, телевизионные подписки – всё это отголоски будущего, которое в некотором роде уже представлялось в 1930-х годах с этими «радиогазетами».

Финч с устройством и одной из газет.

Финч невольно предвосхитил противостояние, которое определит медиаландшафт XXI века. Столкновение между желанием получить немедленный и персонализированный доступ к информации и необходимостью найти устойчивые бизнес-модели для производства и распространения качественного контента.

Газеты по радио – винтажное очарование нереализованного будущего

Помимо технологических и экономических соображений, в этом старинном изобретении есть нечто очаровательное. Газеты, передаваемые по радио и печатаемые в домах по ночам: одно из тех видений будущего, которые, хотя и не были полностью реализованы, способны поразить воображение.

Есть какая-то особая элегантность в идее радиоволн, путешествующих по ночному эфиру и несущих новости, которые будут напечатаны на бумаге в тишине спящих домов. В этой поэзии шестерёнок, клапанов и электрических сигналов, а также мечтаний, надежд и воображения. Рассматривая изображения того времени, с их округлыми формами и деталями в стиле арт-деко, вы словно заглядываете в альтернативный мир, в эпоху, когда газеты, передаваемые по радио, являются стандартом бытовой информации. Место во времени, где каждое утро новости появляются на столах горячими из типографии, принесённые не почтальоном, а невидимыми волнами эфира.


Ещё по теме: