Королевское канадское географическое общество (RCGS) обнаружило у берегов Лабрадора обломки корабля, на котором отправилась последняя антарктическая экспедиция сэра Эрнеста Шеклтона. Судно «Квест» (Quest), на борту которого погиб Шеклтон в 1922 году, затонуло в мае 1962 года.

Сэр Эрнест Шеклтон занимает особое место в летописи ранних антарктических исследований даже среди таких личностей, как капитан Фалькон Скотт, Руаль Амундсен и адмирал Ричард Бэрд. Он был третьим офицером в экспедиции Скотта «Дискавери» (1901-1904 гг.), после чего отправлен домой по причинам, которые официально упоминались как состояние здоровья. После этого он возглавил экспедицию «Нимрод» (1907-1909), в ходе которой он и ещё три человека подошли ближе всех к Южному полюсу, достигнув 88°23′ ю.ш., или 97 географических миль (180 км) от полюса, прежде чем у них закончилась еда.

До полюса он не дошёл, но за свои труды получил рыцарское звание.

После того как Южный полюс был покорён Амундсеном в 1911 году, Шеклтон возглавил Императорскую трансантарктическую экспедицию 1914-1917 годов с целью пересечь Антарктиду по суше через полюс. Это стало одной из самых известных приключенческих историй.

В 1915 году, когда его экспедиционный корабль «Эндюренс» застрял в зимних льдах, 27 человек, находившихся на борту, были вынуждены покинуть судно. Когда позже лёд расступился, Шеклтон на двух спасательных шлюпках доплыл до острова Элефант.

Оттуда сэр Эрнест и пять его спутников отправились на одной из открытых лодок в эпическое путешествие длиной 720 морских миль (1330 км) к острову Южная Джорджия в Атлантике. Без надлежащего снаряжения они преодолели горы, образующие позвоночник острова, чтобы добраться до китобойной станции.

Затем он возглавил спасательную экспедицию, которая 30 августа 1916 года подобрала оставшуюся часть экипажа, таким образом не потеряв ни одного человека.

В 1921 году Шеклтон отправился в своё последнее приключение — экспедицию Шеклтона-Роуэтта. Для этого он приобрёл деревянный нерпичий корабль «Фока», построенный на базе норвежской шхуны с деревянным корпусом, который леди Шеклтон переименовала в «Квест». Его целью было изучение окрестностей Баффиновой бухты в Канаде, но он не смог получить разрешение от правительства страны, поэтому снова изменил место назначения на Антарктиду, чтобы составить карту побережья и близлежащих островов.

«Квест» затонул в 1962 году

К сожалению, Шеклтон так и не доплыл до Антарктики в последний раз. Остановившись на острове Южная Джорджия, Шеклтон умер от сердечного приступа в возрасте 47 лет. Его тело по просьбе вдовы было захоронено в Гритвикене на том же острове. Смерть Шеклтона была единственной во всех экспедициях, которыми он руководил.

После ремонта «Квест» продолжал использоваться для полярных исследований в 1920-х годах, в том числе участвовал в спасении выживших после крушения арктического дирижабля «Италия». В 1930 году судно вернулось к ловле нерпы, а во время Второй мировой войны служило в качестве грузового транспорта и минного тральщика для Королевского флота.

Последний рейс судна состоялся в 1962 году во время экспедиции по поиску тюленей, в результате которой лёд пробил корпус корабля, и «Квест» погрузился под ледяные волны. Все люди и из этой экспедиции также были спасены.

Гидролокационное изображение затонувшего судна «Квест»

Из-за переменчивых течений и других факторов точное местоположение «Квеста» было неизвестно до тех пор, пока сотрудники Королевского географического общества не приступили к масштабной работе под руководством Джона Гейгера по поиску затонувшего судна.

Используя исторические журналы и карты, сопоставленные с современными, команда смогла учесть течения, погодные условия и другие факторы, чтобы определить, где именно «Квест» опустился на морское дно.

На снимке, полученном с помощью гидролокатора, видно, что неповреждённое судно лежит вертикально на морском дне на глубине 1280 футов (390 м).

«Мой дед, сэр Эрнест Шеклтон, приобрёл "Квест" с намерением возглавить канадскую арктическую экспедицию», – сказала Александра Шеклтон, внучка сэра Эрнеста и соучредитель экспедиции "Шеклтон Квест". «Вполне уместно, что судно должно было закончить свою легендарную службу в канадских водах. Я давно надеялась, что этот день наступит, и благодарна тем, кто сделал это невероятное открытие».

Историческое значение и удивительная находка «Квеста» подчёркивают важность сохранения морского наследия и продолжают вдохновлять будущие поколения исследователей.


Ещё по теме: