Чтобы ликвидировать незаконную монополию Google на поиск информации в Интернете, Министерство юстиции США требует от технологического гиганта прекратить выгодное партнерство с Apple, поделиться с конкурентами и рекламодателями множеством собственных данных, а также «полностью отказаться от Chrome» – контролирующего более половины американского рынка. Правительство требует, чтобы Google продала веб-браузер одобренному им покупателю, утверждая, что это «откроет монополизированные рынки для конкуренции, устранит барьеры для входа и обеспечит отсутствие практики, способной привести к незаконной монополизации».
Эти рекомендации являются частью подробного плана, который государственные адвокаты представили окружному судье США в рамках федерального антимонопольного дела против Google, начатого ещё в 2020 году. Ожидается, что к августу следующего года он примет решение о том, какие из возможных мер по исправлению ситуации компания Google должна будет принять, чтобы ослабить свой контроль над поисковым рынком.
Однако технологический гигант всё ещё может подать апелляцию, что отложит исполнение постановления судьи на годы вперед. Ранее Google заявляла, что ожидаемые предложения поставят под угрозу конфиденциальность и безопасность её пользователей и сделают сервисы менее удобными.
Среди людей, работавших в Google или тесно сотрудничавших с компанией, нет единого мнения о том, сможет ли какая-либо из предложенных мер существенно изменить поведение пользователей или сделать рынок поисковых систем более конкурентным. Четыре бывших руководителя Google, возглавлявших команды, занимавшиеся разработкой Chrome, поиска и рекламы, рассказали изданию WIRED, что инновации конкурентов, а не вмешательство правительства, остаются самым верным способом сместить компанию с позиции доминирующего поставщика услуг интернет-поиска в стране.
«Нельзя впихивать людям в глотку некачественный продукт», – сказал один из бывших руководителей разработки Chrome на условиях анонимности.
Но бывший руководитель инженерного отдела признал, что поисковая система могла бы стать лучшим продуктом, если бы не была связана с другими бизнес-интересами Google. Утверждается, что Google препятствовала внедрению удобных функций, только потому что они могли нанести ущерб рекламным доходам компании, которые зависят от того, нажмут ли люди на рекламу в результатах поиска.
Тем не менее конкуренты, которым выгодно даже незначительное ослабление власти Google, с оптимизмом смотрят на ожидаемые меры по исправлению ситуации.
«Я вижу значительные преимущества в том, чтобы вернуть [Chrome] в руки сообщества», – говорит Гильермо Раух, генеральный директор компании Vercel, разрабатывающей инструменты для веб-сайтов, многие из которых зависят от поискового трафика и доходов от рекламы, контролируемых Google. «Смягчение отношений с корпоративными владыками всегда будет полезным», – говорит Раух.
«Пакет хорошо реализованных и тщательно контролируемых мер, каждая из которых направлена на решение конкретной проблемы, может привести к созданию устойчивой конкуренции на поисковом рынке», – написал в сентябре в своем блоге Габриэль Вайнберг, генеральный директор конкурирующей поисковой системы DuckDuckGo.
Антимонопольная борьба Google с Министерством юстиции началась при первой администрации Трампа в 2020 году. Федеральное правительство, а также ряд штатов обвинили технологического гиганта в использовании антиконкурентной практики для доминирования на поисковом рынке, подавляя доступ американцев к другим поисковым сервисам. Администрация Байдена продолжила рассмотрение этого дела и возбудила ещё одно – обвинив Google в незаконной монополизации рекламных технологий, которые используют миллионы сайтов и приложений для получения прибыли. Заключительные аргументы по этому делу назначены на понедельник.
Оба дела остаются нерешёнными, и неизвестно, в какой степени Министерство юстиции будет продолжать давление на Google после возвращения Дональда Трампа в Белый дом. Во время предвыборной кампании Трамп неоднозначно отзывался о технологическом гиганте. В октябре он выразил обеспокоенность его могуществом, но предположил, что навязывание компании обременительных условий может помешать усилиям США по достижению технологического превосходства над Китаем.
Судья выделил почти две недели, начиная с апреля, чтобы выслушать аргументы правительства и Google по поводу предлагаемых санкций. К тому времени подход новой администрации Трампа к Google должен стать более очевидным, и вполне возможно, что государственные адвокаты будут менее охотно защищать предложения.
Правительство стремится предоставить пользователям больше возможностей для выбора поисковых систем. Оно хочет прекратить сотрудничество Google с Apple, которая получает десятки миллиардов долларов в виде доходов от поисковой рекламы за то, что Google является поисковой системой по умолчанию на iPhone. У Google есть аналогичные сделки с другими компаниями, которые также должны быть расторгнуты. Google также придётся внести изменения в то, как она отдаёт предпочтение своим собственным сервисам на Android, или же продать операционную систему.
Чтобы дать конкурентам преимущество, правительство хочет, чтобы Google делилась собранными данными о том, что ищут люди и на какие результаты поиска они переходят. Аргумент заключается в том, что потенциальные конкуренты смогут сравниться с информационным преимуществом, которое Google накопила за десятилетия изучения моделей поведения миллиардов своих пользователей.
По словам Рауха, передача Chrome нейтральному управляющему, например некоммерческой организации или учебному заведению, позволит открыть окно поиска в самом популярном браузере в мире и даст людям доступ к множеству альтернатив. Chrome уже позволяет пользователям менять поисковую систему по умолчанию, но Google всё равно подталкивает их к возврату через оповещения.
«Я могу себе представить, что в мире, где у людей больше возможностей выбирать, многие потребители могут в итоге предпочесть Perplexity или ChatGPT, в то время как сегодня это происходит окольными путями», – говорит Рауш.
Однако финансовые и юридические аналитики выражают сомнения в том, насколько реально реализовать предложения правительства. Бывшие руководители Google, беседовавшие с WIRED, настроены так же скептически. Раджен Шет, который курировал часть бизнеса Chrome, а сейчас руководит софтверным стартапом по созданию онлайн-курсов, говорит, что пользователи тяготеют к тому, к чему они привыкли на уже открытом, по его мнению, рынке.
«Учитывая технологический ландшафт и различные рычаги, есть ли вещи, которые изменят ситуацию? Это будет непросто», – говорит он.
Получение доступа к данным Google и возможность привлечь внимание пользователей iPhone могут повысить вероятность того, что люди обратятся к альтернативным поисковым системам. Но Google также обладает непревзойдённой вычислительной инфраструктурой, уникальными данными, полученными от родственных сервисов, таких как «Карты», и более чем четвертьвековой узнаваемостью бренда среди потребителей.
«Как бы вы ни уравнивали условия, люди все равно будут обращаться к лучшему продукту для работы», – говорит бывший руководитель подразделения Chrome.
Бывшие главы Google говорят, что однажды компанию вытеснит не традиционная поисковая система, а нечто сродни ChatGPT, представляющее контент пользователям в более интерактивной форме. Эта новая технология ещё не до конца развита, но она может стать возможной к тому времени, когда судебный иск правительства против Google будет окончательно урегулирован. Это означает, что место Google на рынке может сильно измениться ещё до того, как начнётся исполнение постановления судьи.
Ещё по теме: