Самой прибыльной технологической компанией, работающей в Китае, является не отечественный интернет-гигант, такой как Alibaba или Tencent, а калифорнийская Apple.

Согласно анализу издания Financial Times, её китайский бизнес так быстро вырос во время пандемии, что теперь приносит больше прибыли, чем совокупный доход двух крупнейших технологических компаний страны.

Зависимость Apple от страны в качестве производственной базы – по данным Counterpoint на неё приходится 95% производства iPhone, делает бизнес уязвимым к потрясениям в цепочке поставок.

В воскресенье компания Apple сообщила, что глобальные поставки новейших iPhone будут задержаны из-за недавних вспышек Covid-19 на китайских заводах, управляемых её главным сборщиком Foxconn. Это произошло через неделю после того, как компания предупредила о «значительных» препятствиях для увеличения доходов.

Однако, когда дело доходит до продажи своих устройств китайским потребителям, бизнес компании процветает. По данным S&P Global Market Intelligence, операционная прибыль в Китае, который включает Гонконг, Макао, Тайвань и материковый Китай, выросла на 104% за 24 месяца и достигла $31,2 млрд в финансовом году, превысив $15,2 млрд, заработанные Tencent и $13,5 млрд от Alibaba за последний 12-месячный период.

Операционная прибыль

Рекордные прибыли подчеркивают сделку, заключенную Apple с Пекином, которая позволила компании, производящей iPhone, пройти через давление президента Си Цзиньпина на технологические группы и получить выгоду от санкций США, которые помогают нанести ущерб её единственному реальному конкуренту в стране – национальному лидеру Huawei.

Доход

Это результат корпоративной дипломатии во главе с генеральным директором Тимом Куком, чьи регулярные визиты в Пекин в допандемические времена, включая встречи с Си и китайскими руководителями технологических компаний, помогли избежать участи других западных технологических компаний. Таким компаниям, как Alphabet, Meta* и Netflix, был закрыт доступ в страну.

Критики утверждают, что зависимость Apple от китайского производства заставила её слишком легко соглашаться с авторитарными требованиями. Сделка помогла сохранить беспрепятственный доступ к экономически эффективной рабочей силе и заводам страны, став при этом ведущим брендом люкс-класса на крупнейшем в мире потребительском рынке.

«Пекину ясно, что это улица с двусторонним движением. Они получают в ответ много хорошего – множество рабочих мест и авторитет», – сказал Брайан Мерчант, автор книги «Единственное устройство: Тайная история iPhone». «Зарплата, уровень стандартов для компаний, заключающих контракты с Apple, выше. Это помогло поднять зарплаты для среднего класса».

Вместо Huawei

В 2019 году Huawei обогнала Apple по мировым продажам смартфонов, став второй после Samsung. Её быстрый рост возглавил китайский рынок, где компания и её суббренд Honor достигли совокупной доли рынка в 42% к марту 2020 года, согласно данным Counterpoint.

Apple обгоняет Huawei. Доля рынка смартфонов в Китае (%)

По данным аналитической группы M Science, компания Huawei заняла лидирующие позиции, выпустив смартфоны с поддержкой 5G в августе 2019 года и увеличила продажи устройств нового поколения в Китае до более чем 7 млн в месяц к июню 2020 года.

Первые смартфоны Apple с поддержкой 5G, линейка iPhone 12, появились на рынке только в октябре 2020 года. К тому времени администрация Трампа ввела жёсткие санкции против Huawei, утверждая, что компания представляет угрозу для национальной безопасности.

Санкции перекрыли доступ к ключевым технологиям, включая чипы 5G, что оказалось губительным для компании. Доля рынка Huawei в Китае рухнула во второй половине 2020 года, и она была вынуждена отделить Honor, чтобы спасти её от дальнейших санкций. По данным S&P GMI, в 2021 году доходы потребительского бизнеса Huawei сократятся вдвое до $38,3 млрд.

В то время как доля Huawei на китайском рынке резко упала с 29% в середине 2020 года до 7% два года спустя, доля Apple выросла с 9% до 17% согласно данным Counterpoint. Практически все продажи американской группы пришлись на премиум-сегмент, где за три года её доля выросла с 51% до 72%.

Китайская стратегия Apple

Компания Apple приложила немало усилий, чтобы удовлетворить вкусы китайских потребителей. Когда местные конкуренты выпустили смартфоны с большими экранами, более продвинутыми камерами для съёмки в условиях низкой освещенности и слотом для двух SIM-карт, именно китайские сотрудники Apple подтолкнули компанию из Купертино последовать примеру конкурентов, сказал источник, близкий к китайскому подразделению.

Кук поставил в заслугу отзывы китайских покупателей за «тонну функций», включая Ночной режим и считыватель QR-кодов. «Даже 5G, во многом, был запущен в Китае, потому что страна находится далеко впереди в плане покрытия для 5G», – сказал Кук 22-летнему китайскому студенту в интервью, предназначенном для внутренних социальных сетей. «Поэтому мы очень внимательно прислушиваемся к нашим клиентам».

Bloomberg: Снижение зависимости Apple от Китая всего на 10% займёт восемь лет
Большая проблема для компаний из США

В последнее время растёт обеспокоенность по поводу того, что производство слишком сосредоточено в одном регионе. Apple предупредила, что основной завод Foxconn по производству iPhone «работает на значительно сниженной мощности» во время самого прибыльного периода для американской компании.

Но на протяжении многих лет усилия компании по поддержанию отношений с Пекином приносили свои плоды, например, обещание крупных инвестиций и замалчивание деликатных вопросов.

Компания согласилась перенести хранение данных китайских пользователей в центр обработки данных, принадлежащий правительству провинции Гуйчжоу, и удалила тысячи приложений из местного App Store по требованию пекинских цензоров.

Расследование: у Apple существует список слов и терминов, цензурируемых в Китае
Эти слова и выражения нельзя выгравировать в Китае.

Десятки новостных изданий удалили свои приложения, а платформы для обмена зашифрованными сообщениями, такие как WhatsApp, Signal и Telegram, были запрещены. Компания Apple, которая отказалась от комментариев, заявила, что должна уважать законы стран, в которых  работает.

«Видение Apple о контролируемой, закрытой экосистеме для потребителя совпадает с тем же видением, тем же контролем, который коммунистическая партия хочет иметь в Китае», – сказал Натан Фрейтас, директор Guardian Project, разработчика инструментов для обеспечения конфиденциальности мобильных устройств.

«Они видят глазами, что нужно для гармоничного общества. Просто один глаз – это экосистема смартфона, а другой – нация».
🛑
*Компания Meta, а также принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.

Subscribe to read | Financial Times
News, analysis and comment from the Financial Times, the worldʼs leading global business publication

Ещё по теме: