Как пишет Джейсон Шрайер из Bloomberg, Sony окончательно перешла на производство блокбастеров. Журналист провёл небольшое расследование, прояснив ситуацию в игровом подразделении компании, и выяснил, почему расформировали Japan Studio.
PlayStation больше не будет выпускать нишевые проекты, включая ориентированные исключительно на японский рынок Gravity Rush и The Last Guardian.
Причина проста: дорогостоящие AAA-игры помогли PlayStation 4 разойтись тиражом в более 100 миллионов экземпляров. Поэтому новое руководство решило сфокусироваться на них, пустив под нож остальные проекты.
Обратная сторона данной политики заключается в низком ассортименте выпускаемой продукции и общем количестве эксклюзивов ввиду отказа от небольших экспериментов.
Шрайер рассмотрел один из них.
В 2007 году внутри Sony Interactive Entertainment образовалась команда под названием Visual Arts Service Group (VASG). Она помогала остальным студиям с анимацией, артом и другим контентом, необходимым в разработке больших проектов Sony.
Со временем сотрудники, набравшись опыта, попытались выйти в «высшую лигу», выпустив собственный проект. Лидер команды Майкл Мумбауэр предложил Sony заняться одной из существующих франшиз, и выбор пал на ремейк оригинальной Uncharted.
Позже выяснилось, что разработка подобной игры потребовала бы массу усилий, да и стоила бы компании больших денег. В итоге было принято решение заняться более свежей The Last of Us, в которой не нужно перерабатывать устаревшие механики.
VASG сформировала небольшую группу в количестве 30 человек и к 2019 году создала прототип под кодовым названием T1X. Команда хотела выпустить ремейк The Last of Us, а затем переключиться на Uncharted.
Однако Sony перебросила студию на The Last of Us Part II, разработка которой подходила к концу и Naughty Dog требовалась помощь в полировке проекта. В ответ VASG пообещали помочь с ремейком.
После выхода второй части Naughty Dog приступила к выполнению обещания, однако увлеклась, и Sony решила отдать проект создателям оригинальной игры, снова переведя Visual Arts Service Group во второй эшелон. Разработчики небольшой команды были разочарованы данным отношением и покинули студию.
Ситуация с VASG была не единственной. Ещё одной жертвой Sony стала Sony Bend, выпустившая в 2019 году приключенческий боевик Days Gone. Команда жаждала заняться продолжением, однако Sony не разделяла её энтузиазма.
Оригинальный проект выглядел масштабным и дорогим, хотя его делала относительно небольшая команда. Более того, Days Gone оказалась прибыльной, однако одобрения со стороны игроков и критиков не добилась. Этого хватило руководству, чтобы занести его в список AA-проектов, а команду отправить помогать Naughty Dog в работе с новой многопользовательской игрой (вероятно, режим для The Last of Us Part II).
Одновременно с этим Sony Bend предложили делать следующую Uncharted. Часть команды решила, что её скоро понизят до группы поддержки и уволилась. Остальные нашли в себе силы отказать Sony в разработке Uncharted 5 и попросили заняться новой IP. В марте 2021 года руководство дало добро.
Третьей студией, попавшей под раздачу, стала Media Molecule. Sony не стала выделять большой бюджет Dreams, не желая вкладываться в рекламу амбициозного конструктора. В итоге компания упустила возможность на равных конкурировать с мегапопулярной Roblox, принёсшей своим создателям 45 миллиардов долларов (именно столько сейчас стоит разработавшая его студия).