Федеральный судья постановил, что Google нарушила антимонопольное законодательство США, сохраняя монополию на рынках поиска и рекламы.

Решение судьи Амита Мехты представляет собой крупную победу Министерства юстиции, которое обвинило Google в незаконной монополизации рынка онлайн-поиска. Пока неясно, что конкретно это будет означать для будущего бизнеса компании, поскольку это решение касается только ответственности Google, а не мер по исправлению ситуации.

Данное решение является первым в волне дел о технологических монополиях, возбуждённых правительством США в последние годы. В то время как между иском Министерства юстиции против Microsoft и следующим антимонопольным делом против Google, поданным в 2020 году, прошло два десятилетия, вскоре последовало ещё несколько подобных дел.

Amazon, Apple и Meta также получили иски о монополизации со стороны правительства США, а Google этой осенью второй раз предстанет перед судом по отдельному иску Минюста, оспаривающему его бизнес в области рекламных технологий.

На процессе, который проходил в окружном суде округа Колумбия, собрались многие крупные игроки Кремниевой долины, включая генерального директора Google Сундара Пичаи, генерального директора Microsoft Сатью Наделлу и исполнительного директора Apple Эдди Кью. Министерство юстиции утверждало, что компания Google незаконно монополизировала рынок поисковой рекламы, фактически отрезав ключевые каналы распространения для конкурентов с помощью эксклюзивных контрактов. Например, у Google есть соглашения с производителями браузеров, такими как Mozilla, и производителями смартфонов, такими как Apple и Samsung, о том, чтобы их поисковая система была установлена по умолчанию на этих продуктах.

На протяжении всего судебного процесса Google утверждала, что не действовала антиконкурентно и что его большая доля рынка является результатом создания превосходного продукта, который нравится потребителям.

Одним из наиболее значимых откровений по делу стал размер платежей Google компании Apple для обеспечения позиции поисковой системы по умолчанию в браузерах на iPhone. Эксперт, выступавший от имени Google, проговорился, что компания делится с Apple 36% доходов от поисковой рекламы в Safari. В 2022 году Google заплатила Apple $20 мдрд.

Следующий антимонопольный процесс между Министерством юстиции и Google назначен на 9 сентября.


Ещё по теме: