Современные технологии и Интернет всё чаще становятся предметом дискуссий, связанных с влиянием на когнитивные способности человека. В последние годы появилось понятие «цифровая амнезия» — явление, при котором люди всё меньше запоминают информацию, полагаясь на электронные устройства.

Прошлый год ознаменовался тем, что агентство Oxford University Press выбрало словом года выражение «гниение мозга» — процесс ухудшения умственных способностей из-за чрезмерного потребления лёгкого, развлекательного контента. Всё больше звучит тревожных заявлений о том, что человечество постепенно утрачивает способность к запоминанию, поскольку всё реже прибегает к использованию собственной памяти.

Учёные, впрочем, не спешат с однозначными выводами. Одни исследования действительно указывают на то, что навигационные приложения снижают способность ориентироваться в пространстве, а постоянное обращение к поисковым сервисам создаёт у людей иллюзию осведомлённости. В то же время достоверных данных, подтверждающих, что технологии неизбежно ведут к массовому ухудшению памяти, пока не представлено.

Один из ярких примеров того, как цифровые инструменты могут повлиять на повседневную жизнь, описал житель Остина, Адриан Уорд. Многие годы он без труда передвигался по городу, но однажды, оказавшись без смартфона, внезапно осознал, что не в состоянии самостоятельно найти дорогу даже к дому друга. Этот случай заставил его задуматься, насколько сильно он привык полагаться на навигатор.

Популярность идеи о том, что интернет ослабляет память, во многом связана с исследованием, проведённым в 2011 году психологом Бетси Спэрроу. Она выяснила, что люди хуже запоминают сведения, если знают, что всегда могут найти их в интернете. Это явление получило название «эффект Google» — информация больше не сохраняется в голове, а остаётся в цифровом пространстве, доступном в любой момент. Попытки повторить этот эксперимент в дальнейшем не привели к однозначным результатам.

Более того, ряд исследователей подчёркивает, что использование технологий для разгрузки когнитивных процессов может быть даже полезным. Это даёт возможность высвободить умственные ресурсы и сосредоточиться на более сложных задачах.

К примеру, одно из исследований показало, что студенты, которым позволяли сохранять файл с нужной информацией, впоследствии лучше усваивали новый материал.

Вопрос о том, как технологии влияют на память, остаётся открытым. В особенности это касается искусственного интеллекта, который не просто меняет способы поиска данных, но и способен вмешиваться в сам механизм формирования воспоминаний.

Уже сейчас алгоритмы могут воссоздавать беседы с ушедшими людьми, которые никогда не происходили в реальности. Кроме того, сервисы, к примеру, Google Photos и его аналоги, формируют так называемую «автобиографическую память», собирая фотографии и создавая события, которые со временем могут повлиять на восприятие прошлого.

Существуют и другие риски. В отличие от стандартных методов хранения информации, например, записных книжек или бумажных архивов, искусственный интеллект может «галлюцинировать», то есть выдавать несуществующие факты. Это создаёт вероятность того, что люди начнут запоминать ложные сведения, ошибочно принимая их за достоверные.

Исследователи сходятся во мнении, что воздействие искусственного интеллекта на память и обучение требует более глубокого анализа. Насколько сильно эти технологии изменят когнитивные способности человека, пока остаётся неизвестным. Но уже сейчас очевидно, что цифровая эра вынуждает по-новому осмыслить процессы запоминания, обучения и восприятия информации.


Ещё по теме: