Внештатный иллюстратор Эмбер Ю зарабатывала от 3000 до 7000 юаней ($430-$1000) за каждый нарисованный ею постер к видеоигре. Создание рекламных плакатов, публикуемых в социальных сетях для привлечения игроков и представления новых функций, требовало большого мастерства и времени. Однажды она потратила целую неделю на создание одной иллюстрации женщины в традиционном китайском наряде, исполняющей танец льва: сначала сделала набросок в Adobe Photoshop, затем тщательно проработала контуры и добавила цвета.
Но с февраля такие возможности трудоустройства исчезли, сказала Юй в интервью изданию Rest of World. Игровые компании, имеющие в своём распоряжении генераторы изображений с искусственным интеллектом, могут создать подобную иллюстрацию за считанные секунды. По словам Юй, теперь они просто предлагают ей сделать небольшие исправления, например, подправить освещение и перекошенные части тела, за десятую часть её первоначальной зарплаты.
Недавний прорыв в области создания изображений с помощью искусственного интеллекта, когда в 2022 году были выпущены такие нейросети, как DALL-E 2, Midjourney и Stable Diffusion, позволил пользователям создавать великолепные рисунки на основе текстовых запросов. В последние несколько месяцев китайские компании по производству видеоигр, от таких технологических гигантов, как Tencent, до разработчиков инди-игр, начали использовать нейросети для проектирования и создания персонажей видеоигр, декораций и рекламных материалов.
Возникновение искусственного интеллекта вызвало широкое беспокойство в китайской индустрии видеоигр. Художники играют важнейшую роль в производстве проектов, будь то разработка концепции персонажей или отрисовка фоновых элементов, таких как городские пейзажи или вывески. Учитывая высокое качество работ, создаваемых ИИ, многие представители индустрии задаются вопросом, как долго они смогут сохранить свои рабочие места. Художники шутят, что им стоит сменить профессию и вместо этого торговать рисовой лапшой на улице.
«ИИ развивается со скоростью, превосходящей наше воображение», – рассказала изданию Сюй Иньинь, иллюстратор независимой художественной студии в Чунцине.
Её студия создаёт дизайн для крупных разработчиков игр в Китае. Пять из 15 иллюстраторов, специализирующихся на дизайне персонажей, были уволены в этом году, и Сюй считает, что в этом отчасти виновато внедрение искусственного интеллекта, генерирующего изображения.
«Два человека потенциально могут выполнять работу, которую раньше делали десять», – сказала художница.
Китайские технологические гиганты, такие как Tencent и NetEase, владеющие крупными подразделениями по изданию видеоигр, уже несколько лет изучают возможности снижения затрат на разработку с помощью искусственного интеллекта.
Проект NetEase, игра Naraka: Bladepoint – приключенческий экшен в жанре Battle Royale, в марте представила временную функцию, позволяющую игрокам создавать новые «скины» для аватаров с помощью собственной программы с искусственным интеллектом. Кроме того, игровые студии miHoYo и NetEase использовали ИИ для создания голосов персонажей.
Представитель NetEase сообщил, что компания применила технологии на основе ИИ при создании игровой анимации, а модели обучались с использованием собственных или лицензированных ресурсов.
«Наша цель заключалась в разработке более совершенных инструментов, позволяющих нашим талантливым командам художественных дизайнеров и иллюстраторов быстрее и эффективнее создавать ресурсы в процессе разработки игры», – сказал представитель компании.
Tencent и miHoYo не ответили на просьбы о комментарии.
Художественные работы, созданные ИИ, были настолько качественными, что некоторые иллюстраторы говорили о том, чтобы вообще отказаться от работы.
«Наш способ зарабатывать на жизнь внезапно разрушен», – заявила изданию одна художница из Гуандуна, говорившая на условиях анонимности, опасаясь быть идентифицированной своим работодателем.
Ю, иллюстратор-фрилансер, сказала, что это «подло», когда алгоритмы, обученные на огромных массивах данных, на создание которых у людей уходили десятилетия, находятся на грани замены самих художников. Тем не менее, Ю планирует обучать ИИ на собственных рисунках, чтобы повысить свою производительность.
«Если бы я была первоклассным художником, я могла бы бойкотировать [нейросети]. Но мне нужно кормить себя».
Иллюстраторы говорят, что работодатели поощряют испльзование генераторов изображений с искусственным интеллектом для повышения производительности. В студии Сюя, например, ИИ-генераторы создают одежду и аксессуары по эскизам персонажей, проиллюстрированных человеком. Дизайнеры игр также используют ИИ для рисования сундуков с сокровищами и золотых монет.
Художница из Гуандуна, работающий в одной из ведущих игровых компаний, рассказал, что раньше сотрудники могли нарисовать сцену или персонажа за день, а теперь, с помощью ИИ, они могут сделать 40 рисунков в день на выбор начальства.
«Я бы хотела просто отключить эти программы», – сказала художница.
По её словам, страх перед предстоящими увольнениями сделал её коллег более конкурентоспособными; многие задерживались на работе допоздна, работали дольше, стараясь нагенерировать больше изображений.
«[ИИ] сделал нас более продуктивными, но и более измотанными».
Рынок труда в игровой индустрии и так был нестабилен после того, как в 2021 году китайское правительство на несколько месяцев заморозило выдачу лицензий, в результате чего тысячи разработчиков оказались не у дел. Лео Ли, рекрутер игровой индустрии в Ханчжоу, рассказал, что за последний год количество вакансий иллюстраторов сократилось примерно на 70% – не только из-за регулятивного давления и замедления экономики, но и из-за бума в сфере искусственного интеллекта.
Учитывая растущие возможности инструментов с ИИ, «боссы могут подумать, что им не нужно так много сотрудников», — отметил Ли.
В игровом сообществе некоторые геймеры выступают против использования иллюстраций сделанных с помощью нейросетей, называя их «цифровыми трупами» нерукотворного искусства. Они тщательно изучают иллюстрации персонажей и фан-арт на предмет следов генерации изображений, таких как неестественно выглядящих рук или неправильно расположенных очков.
В феврале, после того как игроки обвинили известного иллюстратора в использовании искусственного интеллекта при создании плаката для мобильной игры Alchemy Stars, компания Tourdog Studio, разработчик игры, заявила, что плакат не появится в самой игре, и пообещала не использовать изоражения, созданные искусственным интеллектом.
Некоторые игроки заявили, что хотя они не против аватаров и скинов, созданных ИИ, они не стали бы платить за них так много.
«Как потребитель, я надеюсь, что за моей покупкой стоит человеческий труд», – сказал Се Цзиньсен, инженер-алгоритмист из Шанхая, который играет в такие мобильные игры, как Honor of Kings и PUBG Mobile.
«Подчеркивая, что продукт создан искусственным интеллектом, люди будут чувствовать, что это [должно стоить] дшевле».
ИИ-генераторы изображений по-прежнему не обладают некоторыми человеческими способностями, считают иллюстраторы. Несмотря на то, что они отлично справляются с созданием стилей аниме и киберпанк (возможно, потому, что способны перелопатить огромное количество похожих изображений в Интернете), они не так хорошо управляются с более нишевыми направлениями.
Зиги Мо, руководитель студии Huanxiong в Чэнду, которая в этом году начала использовать Midjourney и Stable Diffusion, рассказал, что генераторы изображений могут отполировать иллюстрации, но не способны придумать дизайн, отвечающий конкретным потребностям клиента.
«По крайней мере, для нашей компании они не могут заменить ни одного работника», – считает Мо. «Это просто инструмент, который помогает нам».
Джеффри Динг, доцент Университета Джорджа Вашингтона, изучающий развитие ИИ в Китае, считает, что совершенствование нейросетей может открыть конкуренцию и создать новые возможности, но он также может ликвидировать широкий спектр рабочих мест.
«Реальность может быть такова, что [ИИ] вытеснит множество рабочих мест, причём не только художников, но и юристов, и специалистов по написанию текстов», – сказал Динг в интервью изданию Rest of World.
Китайское правительство предпринимает шаги по регулированию искусственного интеллекта. В январе Управление по надзору за интернетом Китая приняло новое постановление, требующее от создателей «дипфейков» чётко маркировать контент, который может запутать общественность. В апреле регулятор опубликовал законопроект, применяющий то же правило к изображениям и видео, созданным с помощю ИИ, добавив, что авторские права должны быть соблюдены. В проекте не упоминалось, должны ли компании информировать потребителей об использовании ИИ в играх или других продуктах.
Тревога, которую испытывают иллюстраторы, может вскоре распространиться и на другие профессии, сказал Сяо Ди, независимый разработчик игр. По его словам, такие разработчики, как он сам, раньше отдавали работу по созданию иллюстраций на аутсорсинг художественным студиям, но теперь экономят на расходах, создавая персонажей и декорации с помощью искусственного интеллекта.
В последней работе Сяо A Madman's Game, которая выйдет в апреле, главный герой — депрессивный художник, ищущий вдохновение в то время, когда ChatGPT и искусственный интеллект захватили мир. Парадоксально, но некоторые персонажи игры были созданы с помощью генератора изображений Draft.
«Каждая технологическая революция оставляет некоторых людей позади», – сказал Сяо. «ИИ-иллюстрация – это только начало... В следующем году или через год это может быть программирование или обслуживание клиентов».
Ещё по теме:
- Слухи: Apple рассматривает возможность создания интерактивных виджетов в iOS 17
- Слухи: iOS 17 и её множество изменений
- Молодые люди могут быть не так зависимы от iPhone, как предполагалось ранее