С 1 сентября 2025 года в России вступает в силу распоряжение правительства, согласно которому все смартфоны и планшеты, поступающие в продажу, должны иметь предустановленный магазин приложений RuStore. В условиях, когда предустановка RuStore на устройства Apple невозможна технически, ретейлеры начали вводить специальную маркировку, предупреждающую покупателей о его отсутствии, сообщает Forbes.
В частности, «Билайн» начал указывать в карточках товаров iPhone и iPad пометку «без RuStore». Подобные указания появились также на маркетплейсах Ozon и Wildberries. В описании устройств указывается, что RuStore «не установлен и не работает». Компании объясняют, что стремятся честно информировать клиентов о характеристиках товара, особенно в контексте новых нормативных требований.

Согласно закону, невозможность установить единый магазин приложений будет считаться «недостатком товара». Это означает, что продажа iPhone и iPad без RuStore может повлечь за собой правовые риски для продавцов, включая штрафы до 300 000 рублей, конфискацию и даже приостановление деятельности в случае повторных нарушений. Некоторые компании, как признают в отрасли, могут отказаться от продажи таких устройств, уступив место «серым» поставщикам.
В то же время крупнейшие маркетплейсы готовятся к новым требованиям. В Ozon заявили, что с 1 сентября в карточках товаров появится новый атрибут «Обязательные программы предустановлены», который продавцы смогут заполнять самостоятельно. В Wildberries отметили, что уже сейчас предоставляют такую возможность, но пока массового указания на отсутствие RuStore у продавцов, кроме «Вымпелкома», не наблюдается.

Сложность ситуации усугубляется тем, что Apple, чья операционная система закрыта для внешней предустановки приложений, не даёт возможности соблюдать новые правила. Как поясняют в ассоциации РАТЭК, установить RuStore на устройства Apple может только сам производитель, но с 2022 года компания не является членом ассоциации и не поддерживает с ней контакты.
Юристы считают, что одной лишь пометки «без RuStore» недостаточно для соблюдения закона, но это может стать частью защитной стратегии в случае претензий со стороны регуляторов или покупателей. Эксперты предупреждают: такая ситуация создаёт почву для «потребительского экстремизма» и даёт преимущество недобросовестным участникам рынка, которые не будут соблюдать законодательство.
Отсутствие официальной позиции Apple и невозможность обеспечить выполнение требований ставят в уязвимое положение легальных ретейлеров, в то время как спрос на продукцию компании остаётся высоким.
Ещё по теме:
- Обновление приложения «Л’Этуаль» делает из айфона «кирпич»
- «Приглашения Apple» получили виджет для домашнего экрана iPhone
- В Китае обозначили роль искусственного интеллекта в будущем человечества