Когда вы входите на сайт своего банка или регистрируетесь на онлайн-платформе, вам часто предлагают решить задачу, называемой CAPTCHA — например, ввести искажённые символы или отметить изображения. Эти тесты, изначально предназначенные для защиты от ботов и спама, со временем эволюционировали в инструмент массового сбора данных.
Изначально созданная Луисом фон Аном в 2007 году, технология reCAPTCHA помогала оцифровывать тексты из книг и газет, с которыми компьютеры справлялись плохо. После покупки Google в 2009 году она стала использоваться для улучшения Google Books и Google Street View. Однако сейчас, в 2025 году, reCAPTCHA легко обходится ботами, но Google продолжает её использовать, поскольку превратила в мощный инструмент слежки.
reCAPTCHA тщательно отслеживает cookie-файлы пользователей, историю просмотров и окружение браузера (включая рендеринг страниц, разрешение экрана, движения мыши и данные user-agent) — всё это может использоваться для рекламы и отслеживания пользователей.
Проанализировав более 3600 пользователей, исследователи обнаружили, что решение задач на основе изображений занимает на 557% больше времени, чем задачи с галочкой, и пришли к выводу, что reCAPTCHA стоила обществу примерно 819 миллионов часов человеческого времени, что эквивалентно $6,1 млрд в зарплатах, одновременно принося Google огромные прибыли через свои возможности отслеживания и сбора данных. Только стоимость cookie-файлов для отслеживания оценивается в $888 млрд.
И при всём этом, есть и другая большая проблема: к сожалению, отказаться от использования reCAPTCHA практически невозможно, если вы хотите полноценно пользоваться интернетом. По крайней мере пока.
Видео в Telegram: https://t.me/applespbevent_video/39Ещё по теме:
- Голос как зеркало психики: ИИ помогает выявить тревожность
- Pot – простой переводчик скопированного и напечатанного текста
- Беспилотники с радиометками: позволит ли логистика обойтись без людей?